История социальной педагогики
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра социальной педагогики
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения – очная
№ | Разделы и темы курса | Трудоемкость | Всего аудит | Из них | Сам. раб. | |
Лекции | Семинары | |||||
Раздел I. Общие основы курса | ||||||
Тема 1. | Концептуальные основы учебного курса «История социальной педагогики | |||||
Тема 2. | Основные истоки социальной педагогики | |||||
Раздел II. Зарождение и развитие социально-педагогической мысли и практики | ||||||
Тема 3. | Социально-педагогическая практика в первобытном обществе | |||||
Тема 4. | Идеи и практика социального воспитания в античном мире. Социально-педагогические идеи Платона | |||||
Тема 5. | Социально-педагогический потенциал христианства | |||||
Тема 6. | Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья и Возрождения | |||||
Раздел III. Научно-теоретическое развитие социальной педагогики в Новое время | ||||||
Тема 7. | Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского | |||||
Тема 8. | Социально-педагогическая направленность концепции Д. Локка | |||||
Тема 9. | Социально-педагогическая «модель» воспитания Ж.Ж Руссо | |||||
Тема 10. | Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци | |||||
Тема 11. | Социально-педагогические взгляды и деятельность Ф. Фребеля | |||||
Тема 12. | Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики | |||||
Тема 13. | Социально-педагогический проект Р. Оуэна | |||||
Раздел IY.Зарубежная социальная педагогика в ХХ в. | ||||||
Тема 14. | Социальное воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к. ХIХ – н. ХХ вв. | |||||
Тема 15. | Становление и развитие социальной педагогики в США | |||||
Тема 16. | Современная социально-педагогическая теория и практика Западной Европы | |||||
Раздел Y.Социальное воспитание и социально-педагогическая мысль в России в IХ –ХIХ вв. | ||||||
Тема 17. | Развитие воспитания у восточных славян, в Киевской Руси и Русском государстве (IХ- ХYIII вв.) | |||||
Тема 18. | Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX в. | |||||
Тема 19. | Особенности развития социального воспитания в России в начале ХХ в. | |||||
Раздел YI.Теория и практика социального воспитания в России в период с 1917 по 1990 гг. | ||||||
Тема 20. | Теория и практика социального воспитания в России после Октябрьской революции | |||||
Тема21. | Развитие социально-педагогической практики в России в 20 - 30-е гг. ХХ в. | |||||
Тема 22. | Социальное воспитание детей и подростков в России 40 – 50-х гг. | |||||
Раздел YII.Возрождение социальной педагогики в России в конце ХХ века | ||||||
Тема 23. | Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60 – 80-е гг. ХХ в. | |||||
Тема 24. | Основные тенденции развития социальной педагогики в России на рубеже ХХ – ХХI вв. | |||||
Всего по курсу: |
Форма обучения - заочная (сокращенная образовательная программа)
№ | Тема | Трудоемкость | Всего аудит | Из них | Сам. раб. | ||
Лекции | Семин/ практ | Лабор | |||||
Тема 1. | Общие основы курса. | - | - | ||||
Тема 2. | Социально-педагогическая практика в первобытном обществе. Идеи и практика социального воспитания в античном мире | - | - | ||||
Тема 3. | Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья и Возрождения | - | - | ||||
Тема 4. | Научно-теоретическое развитие социальной педагогики в Новое время | - | |||||
Тема 5. | Зарубежная социальная педагогика в ХХ в. | - | - | ||||
Тема 6. | Социальное воспитание и социально-педагогическая мысль в России в IХ –ХIХ вв. | - | - | ||||
Тема 7. | Теория и практика социального воспитания в России в период с 1917 по 1990 гг. | - | |||||
Тема 8. | Возрождение социальной педагогики в России в конце ХХ века | - | - | ||||
Всего по курсу: | - |
Содержание курса
Раздел 1. Общие основы курса
Тема 1. Концептуальные основы учебного курса
«История социальной педагогики»
Объективность природы социальной педагогики. Функции историко-педагогического знания.
Методологические подходы в построении учебного курса, методика его освоения.
Основные задачи и роль курса истории социальной педагогики в профессиональной подготовке социального педагога.
Этапы становления социально-педагогической практики. Основания выделения этапов развития социально-педагогической практики в контексте развития человеческой цивилизации.
Этапы становления социально-педагогической теории, основания их выделения.
Практики
Тема 6 . Основы социальной педагогики в эпоху
Средневековья и Возрождения
Развитие воспитания, определяемое церковной культурой и христианской традицией, начиная с Y по ХIII вв. (в период раннего и развитого Средневековья).
Средневековое христианское представление о цели и смысле жизни. Сословно-корпоративное содержание социального воспитания. Строгая иерархичность общества, понятие «социального призвания» каждого человека, следование которому - залог сохранения общественной стабильности и порядка.
Специфика социального воспитания различных социальных групп общества. Общие педагогические идеалы религиозно-нравственной направленности. Ф. Аквинский о добродетели, о благоразумном отношении к земным благам.
Влияние церковной культуры на социально-педагогическую практику в вопросах семейного воспитания, гражданского и христианского долга родителей по отношению к детям, обществу и государству.
Зарождение гуманистических социально-педагогических взглядов в эпоху Возрождения (позднего Средневековья) в ХIY – ХYI вв. Возвращение к античным идеалам целей воспитания. Выдвижение задачи воспитания нового, более совершенного человека для улучшения общества. Постановка вопроса о свободе, достоинстве и правах ребенка. Обсуждение проблемы жестокости и насилия в средневековой школе.
Идеи гуманистической педагогики эпохи Возрождения как соединение социальности и нравственности, гармоничного развития человека, получившие свое воплощение в работах Э. Роттердамского, Ф. Рабле, в идеалистических социально-утопических проектах Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также в практической деятельности В. да Фельтре.
В Новое время.
Концепции Д. Локка
Отражение в социально-философских взглядах Д. Локка особенностей экономического и политического развития общества.
Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека.
Трактовка воспитания в широком философском и социальном контексте взаимодействия личности с обществом как важнейшего средства социализации, приоритет индивидуального личностного начала. Критика теории «врожденных идей».
Разработка социально-педагогической программы подготовки молодого человека, соединение традиций светского (феодального) воспитания с новаторской прагматической направленностью. Создание научно-психологических основ воспитания как целостного процесса в единстве физического, нравственного и умственного развития ребенка.
Признание семьи основным субъектом социализации. Постановка вопросов о методах социального воспитания ребенка в семье, об организации досуга как одной из важных социально-педагогических проблем.
Новаторство и историческая ограниченность социально-педагогической модели подготовки ребенка к жизни в обществе.
Воспитания Ж.Ж Руссо
Отражение в социально-философских взглядах Ж.Ж Руссо особенностей экономического и политического развития общества.
Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Определение воспитания как средства устранения главных социальных недугов общества.
Развитие идеи первородности красоты и доброты в человеке, естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Обусловленность процессов развития личности и формирования гражданина социальными и природными факторами, необходимость достижения гармонии двух сторон личности – человеческой и гражданской.
Социально-педагогическое значение основных принципов педагогической концепции Ж.Ж. Руссо. Взаимосвязь «естественного» и «свободного» воспитания. Противопоставление «общественного» (социального) и «естественного» воспитания.
Труд как ведущее средство воспитания «свободного» человека, социальный смысл трудового воспитания в концепции Ж.Ж. Руссо.
Основные противоречия воспитательной концепции Ж.Ж. Руссо, их историческая обусловленность.
Вклад Ж.Ж. Руссо в развитие социальной педагогики.
И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци как один из первых представителей социального направления в педагогике.Истоки его социально-педагогических взглядов и убеждений. Факторы, обусловившие формирование педагогической позиции.
Идея преобразования общества путем воспитания его граждан, трактовка общественного порядка как «средства возвышения человека до его истинной человечности».
Основные цели и принципы социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Характеристика структурных элементов системы социально-педагогической деятельности. Цель как социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Авторская трактовка принципов природосообразности, социальной обусловленности развития человека, принципа социального саморазвития. Особенности субъекта и объекта социального воспитания в системе социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Основные направления и содержание воспитания. Требования к воспитательному учреждению. Методы, средства, условия эффективной реализации системы социально-педагогической деятельности.
Значение идей и опыта практической деятельности И.Г. Песталоцци для современной социальной педагогики.
И деятельность Ф. Фребеля
Ф. Фребель как один из видных представителей немецкой социально-педагогической мысли первой половины XIХ века. Общественно-исторические предпосылки предпосылки, повлиявшие на создание воспитательной деятельности нового типа. Влияние общественно-педагогической деятельности И. Песталоцци на разработку Ф. Фребелем системы дошкольного воспитания.
Функции дошкольного воспитательного учреждения как средства социального прогресса общества и инструмента индивидуального развития каждого ребенка. Социально-педагогические особенности детского сада как «общества в миниатюре».
Сущность и назначение «даров» Ф. Фребеля, возможности их использования в современных условиях.
Достоинства и исторические ограничения социально-педагогических взглядов Ф. Фребеля.
Социальной педагогики
Социально-педагогические взгляды А. Дистервега.
Общественно-педагогическая деятельность А. Дистервега в качестве преподавателя, а позднее директора семинарии по подготовке учителей и депутата Национального собрания Пруссии в комиссии по народному образованию. Его борьба за всеобщее начальное образование. Отстаивание прав немецкого учительства как особой социальной группы. Популяризация социально-педагогических идей И. Песталоцци.
Основные принципы педагогической концепции А. Дистервега. Вклад А. Дистервега в развитие теории социальной педагогики. Оригинальная трактовка принципа природосообразности, его взаимосвязи с принципами народности и культуросообразности.
Значение педагогического наследия А. Дистервега как одного из основателей социально-педагогического направления в педагогике.
Практика Западной Европы
Деятельность Международной Ассоциации социальных педагогов и работников как координирующего центра теоретических исследований и разработки практических технологий социально-педагогической направленности. Принятие социальных законов, направленных на поддержку и защиту детей и молодежи. Развертывание широкой сети учебных заведений и разработка образовательных программ для подготовки социальных педагогов, аниматоров и социальных работников, специализирующихся в области социально-педагогической воспитательно-образовательной деятельности.
Воспитательно-образовательный проект «Город как школа» в Германии. Социально-культурная анимация в Швейцарии. Социально-педагогическая работа с подростками и молодежью в Австрии. Общественно-значимые программы спортивно-оздоровительной, социально-образовательной, культурно-досуговой направленности в Бельгии, Швеции, Финляндии, Норвегии.
Раздел Y.Социальное воспитание и социально-педагогическая
В России в 20 - 30-е гг. ХХ в.
Концепция нового содержания образования и воспитания, получившая развитие в 20 – 30-е гг. Создание Академии социального воспитания (1920г.), позднее переименованной в Академию коммунистического воспитания (1923г.). Плавный переход от идеи всесторонне развитой личности к идее воспитания борца и строителя социализма; от идеи политехнического образования на базе соединения обучения с производительным трудом к идее общественно полезной работы в условиях массовой школы; от идей «свободного воспитания» ребенка к идее развития детского самоуправления. Пионерское движение как массовая детская общественно-политическая организация (1922г.), задачами которой являлись: воспитание, всеобщее обучение детей школьного возраста, борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Теоретическое обоснование и технологическое обеспечение педагогического процесса нового образовательного учреждения. Борьба за всеобщее обязательное начальное обучение. Социально-педагогическая направленность комплексно-тематических учебных планов. Усиление воспитательного потенциала массовой школы.
Разработка проблемы взаимодействия личности и среды, индивидуума и социума. Трактовка социальной среды как фактора развития личности. Определение предмета социальной педагогики как процесса социального формирования человека и изучение законов и методов этого процесса. Разработка методики изучения и учета воспитательной роли среды. Уточнение и наполнение новым содержанием ведущих понятий социальной педагогики: «социальное воспитание», «социальная среда», «взаимодействие компонентов социальной среды» и др. Изучение, творческая переработка и широкое использование зарубежного опыта обучения и воспитания Д. Дьюи, С. Френе.
Развитие в педагогической деятельности С.Т. Шацкого идеи о социальной среде как факторе воспитания детей.
Разработка методики формирования детского коллектива как средства социального воспитания нового человека в трудах А.С. Макаренко.
Включение подростков в творческую деятельность по созданию демократического сообщества как способ формирования социально активной личности в опыте В.Н. Сороки-Росинского.
Влияние педологии на социальную педагогику. Представления П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко о развитии и социальном воспитании детей.
Темы семинарских занятий
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. – С. 3 – 5.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 3-9.
3. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 9-10.
дополнительная
1. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 13-26.
2. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 8-10.
3. Фирсов, М.В. История социальной работы в России [Текст] / М.В. Фирсов. – М. 1999. – С. 3-27.
Семинар 2.Основные истоки социальной педагогики
Вопросы:
1. Объективность природы процессов социального воспитания и социализации.
2. Сущность и структура процесса социализации, общее и особенное в социализации и воспитании.
3. Основные источники развития социальной педагогики.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. - С. 3 – 5.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 3-9.
3. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 9-10.
дополнительная
1. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 23 – 31.
2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 13-26.
3. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 8-10.
Древних цивилизаций
Вопросы:
1. Социально-педагогический опыт древнейших государств (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай).
2. Семья как основной субъект социализации в древнейших государствах мира.
3. Школа как первый государственный институт социализации.
4. Социально-педагогическое значение идей буддизма и конфуцианства.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. - С. 21 - 33.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 17-24.
дополнительная
1. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 40 - 51.
Литература
Обязательная
1 Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. - С. 34 - 50.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 25 - 30.
дополнительная
1. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.52 – 70.
2. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М.: Просвещение, 1966. Т. 3.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 2.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. - С. 41 – 42; 67 - 69.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 342 - 352.
Дополнительная
1. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В.В. Зеньковский. – М., 1993.
2. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 71 – 79.
3. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 87-90.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. - С. 56 – 63.
2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 122 – 141.
дополнительная
1. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 87-90.
2. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 122-140.
3. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М.: Просвещение, 1966.
4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
В Новое время.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 86 – 110.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 52-75.
2. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 11.
дополнительная
1. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
2. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 110-118.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 86 – 110.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 80-96. (Д. Локк. Мысли о воспитании).
3. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 11.
дополнительная
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст] / И.Н. Андреева. - М., 2000. – 327 с.
2. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
3. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.119-126.
Воспитания Ж.Ж Руссо
Вопросы:
1. Социально-философские взгляды Ж.Ж. Руссо?
2. Взаимосвязь «естественного» и «свободного» воспитания?
3. Роль труда в социально-педагогической концепции Ж.Ж. Руссо?
4. Основные противоречия воспитательной концепции педагога.
5. Вклад Ж.Ж. Руссо в развитие социальной педагогики?
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 86 – 110.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 101-134.
3. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 11.
дополнительная
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст] / И.Н. Андреева. - М., 2000. – 327 с.
2. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
3. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 126-139.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 86 – 110.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 134 – 150.
дополнительная
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст] / И.Н. Андреева. - М., 2000. – 327 с.
2. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
3. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 140-149.
4. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998.
И деятельность Ф. Фребеля
Вопросы:
1. Основные предпосылки, повлиявшие на разработку Ф. Фребелем системы дошкольного воспитания.
2. Социально-педагогические особенности детского сада как учреждения для воспитания дошкольников.
3. Игра и труд в концепции Ф. Фребеля как основные средства социального воспитания подрастающего поколения.
4. «Дары» Ф. Фребеля: сущность, назначение, возможности использования в современных условиях.
5. Достоинства и исторические ограничения социально-педагогических воззрений Ф. Фребеля.
Литература
Обязательная
1. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
дополнительная
1. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М.: Просвещение, 1966.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
3. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 140-149.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 110 - 116.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 181 – 200.
дополнительная
1. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998.
2. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
3. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 160 – 169.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 110 - 116.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 163 – 180.
дополнительная
1. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998.
2. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
3. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 140-149.
Раздел IY.Зарубежная социальная педагогика в ХХ в.
Литература
Обязательная
1. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы. В кн: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 317-327.
2. Лай В. Школа действия. В кн: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 341-346.
3. Монтессори М. Разум ребенка. В кн: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 352-384.
4. Корчак Я. Открытое окно. Право ребенка на уважение. Право ребенка быть собой. В кн: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 385-404.
дополнительная
1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа [Текст] / А.Н. Джуринский. – М., 2003. – 159 с.
Литература
Обязательная
1. Дьюи Д. Школа и общество. В кн: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 328-340.
дополнительная
1. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 199 - 209.
2. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа [Текст] / А.Н. Джуринский. – М., 2003. – 159 с.
Литература
Обязательная
1. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
дополнительная
1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа [Текст] / А.Н. Джуринский. – М., 2003. – 159 с.
2. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 191-198.
Раздел Y.Социальное воспитание и социально-педагогическая
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 110 - 116.47 – 51.
2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 86 – 103.
3. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 328-340.
дополнительная
1. Антология педагогической мысли в России с древнейших времен до XYIII века. – М.,1985.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIY – XYII вв./ Составитель С.Д. Бабишин, Б Б.Н. Митюров. – М., 1995.
3. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 116-124, 148-149, 150-151.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 201-284.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 104-125, 133-154, 179-183.
дополнительная
1. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 19-20.
2. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 124-126, 131-140.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 405-422.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 183-208.
дополнительная
1. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 19-20.
2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 230-252.
Раздел YI.Теория и практика социального воспитания в России в период
С 1917 по 1990 гг.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 162-173, 199-201.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 347 - 352.
Дополнительная
1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 209 – 217.
2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. Часть II. - С. 266 - 277.
В России в 20-е – 30-е гг.
Вопросы:
1. Развитие в педагогической деятельности С.Т. Шацкого идеи о социальной среде как факторе воспитания детей.
2. Разработка методики формирования детского коллектива как средства социального воспитания нового человека в трудах А.С. Макаренко.
3. Включение подростков в творческую деятельность по созданию демократического сообщества как способ формирования социально активной личности в опыте В.Н. Сороки-Росинского.
4. Влияние педологии на социальную педагогику. Представления П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко о развитии и социальном воспитании детей.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 173-187, 201-211.
2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С.440-456.
3. Василькова Ю.В. и др. Социальная педагогика. М., 2000. Лекции 12, 14.
4. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С.457-466.
5. Кащенко В.П. Недостатки характера у детей и подростков. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 467-475.
6. Макаренко А.С. Цель воспитания. Что значит воспитать ребенка. Методика организации воспитательного процесса. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 476-492.
8. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 422-439.
9. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 405-421.
дополнительная
1. Белых, В., Пантелеев А. Республика «Шкид» [Текст] / В. Белых, А. Пантелеев. - М., 1967. – 123 с.
2. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1998. – 212 с.
3. Шацкий, С.Т. Работа для будущего [Текст] / С.Т. Шацкий. - М., 1990. -234 с.
В России 40-х – 50х гг.
Вопросы:
1. Влияние социально-экономических проблем общества военного и послевоенного периода на воспитание и образование.
2. Постановка социальных задач в воспитательной работе с детьми в школе и внешкольных учреждениях.
3. Социально-педагогическая направленность методики коммунарского воспитания И.П. Иванова.
4. Исследование аспектов социального воспитания детей и подростков в трудах и практической деятельности В.А. Сухомлинского.
5. Углубленная разработка проблем организации и воспитания детского коллектива в работах Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой.
6. «Примерной программы воспитательной работы в школе» (Н.И. Болдырев,