Обсуждение актуального состояния, психологическая разминка

Полученный родителями на предыдущих занятиях ког­нитивный и эмоциональный опыт часто вызывает нега­тивные эмоциональные и самооценочные процессы. Для предотвращения и коррекции подобных эффектов не­обходимы как постоянная поддержка со стороны пси­холога и участников группы, так и целенаправленные упражнения, позволяющие удерживать родителей в ре­сурсном состоянии.

Упражнение1. «Я - хороший родитель». Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать o своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой).

Групповая дискуссия по результатам домашнего задания

Обсуждение домашнего задания на этом занятии про­ходит после разминки, так как оно напрямую связано c темой дальнейшей работы.

Почему мы против подавляющих наказаний

Упражнение 2. «Наказание». На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: Что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? O чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию o негативных последствиях наказаний.

Предоставление свободы выбора и логические последствия

Наиболее эффективным методом общения c детьми, по мнению специалистов, является предоставление им свободы выбора во всех ситуациях, где это объективно возможно, и возможности испытать на себе последствия избранного ими образа действий.

Упражнение 3. «дисциплина». Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситу­ацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки переме­шиваются, родители распределяются по парам. Каж­дая пара вытягивает себе карточку c описанием ситу­ации, которую нaдо решить c помощью предоставле­ния выбора и выявления его логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных ре­шений.

Установление границ дозволенного поведения

Предоставление свободы выбора и выяснение логи­ческих последствий этого выбора - не единственные методы установления необходимой дисциплины. Мы предлагаем родителям познакомиться со «сryпенчатой системой установления запрета» по методу Х. Джай­нотта:

1. Признать, что некое желание вполне может воз­никнуть y ребенка («Я понимаю, что тебе хочется...»).

2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как.,.»).

З. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.

4. Помочь ребенку выразить свое законное недоволь­ство («Конечно, тебе это не нравится...»).

Упражнение 4. Ролевая игра Дисциплина». Отработ­ка умения применять на практике новые методы реше­ния проблем дисциплины происходит в ролевой игре. Темы ситуаций-заданий могут быть предложены как психологом, так и самими участниками.

Подведение итогов занятия…«Поддержка».

Домашнее задание

1) Отказ от подавляющих наказании. Применение новых принципов установления дисциплины.

2) Предложить детям закончить историю o выпавшем из гнезда птенце (проективный тест

Б. Шелби, который приводят Никольская и Грановская).

ЗАНЯТИЕ 5
ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Цель: знакомство c концепцией эффективного и не­эффективного одобрения, c понятием неформального общения; обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания; осознание роли ребенка в семейной структуре.

Обсуждение домашнего задания

При анализе детских историй o выпавшем из гнезда птенце обратить внимание на глаголы, которые часто

отражают типичные стратегии реагирования в опасной, психотравмирующей ситуации. Интересно сравнить эти стратегии y детей и их родителей. Эффективность этих стратегий во многом зависит от уровня самоуважения индивида.

Психологическая разминка

B качестве разминки на этом занятии подходит лю­бое психогимнастическое упражнение, способствующее позитивному самовосприятию. Мы предлагаем лишь один из множества возможных вариантов.

Упражнение 1. «Праздник хвастунов». В течение ми­нуты необходимо назвать как можно больше положитель­ных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволя­ет родителям раскрепоститься, творчески подойти к по­иску своего нового вклaда в групповой процесс. Таким образом открывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы.



Наши рекомендации