Верификация решения с помощью механизма вывода

Подсчитав общие весовые факторы и выявив подразделы, в которых превышен уровень решения, можно сказать, что цель достигнута. Но для того чтобы проверить, верно ли она достигнута, нужно разработать метод верификации ответов на вопросы. Другими словами, нужно придумать способ проверки непротиворечивости ответов, используя некоторую числовую процедуру. Верификация выполняется с помощью ввода новых данных и их сравнения с исходными. Сравнение этих двух совокупностей данных является одной из функций механиз­ма логического вывода. Ранее упоминались специальные тесты, приме­няемые при оценке обучения. Оценка за тест дается в понятиях возраста или класса, она должна соответствовать возрасту испытуемо­го или классу, в котором он учится. Например, 8-летний ребенок дол­жен набрать при тестировании результат, соответствующий 3 классу или 8-летнему возрасту. Если результат ниже, считается, что ребенок испытывает затруднения при усвоении знаний в некоторой области. Чем ниже результат, тем более серьезны затруднения. Соответственно чем выше результаты, тем затруднения меньше.

Верификация выполняется для данных тех подразделов, в которых превышен уровень решения, и в том случае, если в результате тести­рования установлено наличие трудностей. Если уровень решения не превышен, и тест не выявил затруднений, значит их в самом деле нет. Если же обнаружено противоречие (например, плохая оценка за тест, а уровень решения не превышен; или оценка за тест хорошая, а уро­вень решения превышен), система выведет сообщение об ошибке. Для верификации можно использовать правила ЕСЛИ-ТО. В правилах и содержатся новые данные, которые будут сравниваться с общими весо­выми факторами/ Правила могут иметь такой вид:

1) ЕСЛИ результат тестирования на произношение при чтении ниже возраста или класса испытуемого, ТО в подразделе «Произноше­ние при чтении» должно быть указание по крайней мере на одно затруднение;

2) ЕСЛИ результат тестирования на понимание прочитанного ни­же возраста или класса испытуемого, ТО в подразделе «Понимание прочитанного» должно быть указание по крайней мере на одно затруднение",

3) ЕСЛИ результат тестирования на произношение при чтении ниже возраста или класса испытуемого более чем на 2, ТО результи­рующий весовой фактор будет равен или выше уровня решения для произношения при чтении;

4) ЕСЛИ результат тестирования на произношение при чтении ниже возраста или класса испытуемого более чем на 2, ТО результи­рующий весовой фактор будет равен или выше уровня решения пони­мания прочитанного.

Подобные правила могут быть сформулированы для всех подразде­лов. Если исследователь ошибся (предположим, что он ответил отри­цательно на все вопросы подраздела "Произношение при чтении", но результат теста показал несоответствие испытуемого возрасту или классу именно по этому подразделу).

Программа разбита на 4 части.

1. Блок инициализации, в котором присваиваются значения весо­вым факторам.

2. Блок приема данных от пользователя.

3. Блок данных, использующихся для анализа.

4. Блок механизма вывода для анализа.

{ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ОБУЧЕНИЯ}

PROGRAM TRAINING;

VAR W:ARRAY[1..100] OF INTEGER; {МАССИВ ВЕСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ}

A:ARRAY[1..10] OF STRING; {МАССИВ ОТВЕТОВ}

D:ARRAY[1..20] OF STRING; {МАССИВ ПРИЗНАКОВ ЗАТРУДНЕНИЙ}

I,DP,WP,AM,AY,GM,GY,DD,DM,DY,TM,TY:INTEGER;

DL,TB,Y,M,S,SE:INTEGER;

NP,NE,K:STRING;

{МЕХАНИЗМ ВЫВОДА}

PROCEDURE OUTPUT;

BEGIN

{ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ РАВНА ИЛИ НИЖЕ КЛАССА РЕБЕНКА}

TB:=0; {ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НИЖЕ, ЕСЛИ TB=1}

Y:=GY-TY; M:=GM-TM;

IF Y>0 THEN TB:=1;

IF (Y=0) AND (M>0) THEN TB:=1;

IF TB=1 THEN WRITELN('ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НИЖЕ СРЕДНЕГО');

{ЕСЛИ ПОСЛЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ОБЩИЙ ВЕСОВОЙ ФАКТОР}

{БОЛЬШЕ ИЛИ РАВЕН УРОВНЮ РЕШЕНИЯ - ЕСТЬ ЗАТРУДНЕНИЯ}

S:=0; {ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЩИХ ВЕСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ}

FOR I:=1 TO SE DO

IF A[I]='Д' THEN

BEGIN

S:=W[WP]+S;

WP:=WP+1;

END;

WRITELN('ОБЩИЙ ВЕСОВОЙ ФАКТОР:',S);

IF S>=DL THEN

BEGIN

WRITELN('УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРЕВЫШЕН');

D[DP]:=K;

DP:=DP+1;

END;

{ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ}

IF (S>=DL) AND (TB=0) THEN WRITELN('ПРОТИВОРЕЧИЕ-УРОВЕНЬ

ПРЕВЫШЕН, А ОЦЕНКА ХОРОШАЯ');

IF (S<DL) AND (TB=1) THEN WRITELN('ПРОТИВОРЕЧИЕ-УРОВЕНЬ

НЕ ПРЕВЫШЕН, А ОЦЕНКА ПЛОХАЯ');

END;

BEGIN

FOR I:=1 TO 100 DO W[I]:=1;

FOR I:=1 TO 10 DO A[I]:='';

FOR I:=1 TO 20 DO D[I]:='';

DP:=1; {УКАЗАТЕЛЬ НА ПРИЗНАК ЗАТРУДНЕНИЙ}

WP:=1; {УКАЗАТЕЛЬ НА ВЕСОВЫЕ ФАКТОРЫ}

WRITE('ИМЯ ИСПЫТУЕМОГО РЕБЕНКА:'); READLN(NP);

WRITE('ВОЗРАСТ РЕБЕНКА,ГОД-МЕСЯЦ:'); READLN(AY,AM);

WRITE('КЛАСС,ГОД-МЕСЯЦ:'); READLN(GY,GM);

WRITE('ДАТА ПРОВЕРКИ ДЕНЬ-МЕСЯЦ-ГОД:'); READLN(DD,DM,DY);

WRITE('ИМЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:'); READLN(NE);

WRITE('ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ

ГОД-МЕСЯЦ:'); READLN(TY,TM);

WRITE('УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ:'); READLN(DL);

WRITELN('РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В');

WRITE('РАСПОЗНАВАНИИ БУКВ АЛФАВИТА:'); READLN(A[1]);

WRITE('ПРОИНЕСЕНИИ СЛОВ БЕЗ ПРОПУСКА И ИЗМЕНЕНИЯ БУКВ:');

READLN(A[2]);

WRITE('ВЕРНОЙ РАССТАНОВКЕ АКЦЕНТОВ:'); READLN(A[3]);

WRITE('ПРАВИЛЬНОМ РАЗБИЕНИИ СЛОВ НА ЧАСТИ:'); READLN(A[4]);

WRITE('ЗАПОМИНАНИИ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ЗВУКОВ'); READLN(A[5]);

WRITELN('ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ');

K:='ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ';

SE:=5;

OUTPUT;

WRITE('ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

ГОД-МЕСЯЦ:'); READLN(TY,TM);

WRITE('УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ:'); READLN(DL);

WRITELN('РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В:');

WRITE('ЗАПОМИНАНИИ:'); READLN(A[1]);

WRITE('ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБЩЕЙ КАРТИНЫ:'); READLN(A[2]);

WRITE('ПОНИМАНИИ ТРУДНЫХ СЛОВ:'); READLN(A[3]);

WRITE('ТОЛКОВАНИИ ПОНЯТИЙ:'); READLN(A[4]);

K:='ПОНИМАНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ';

SE:=4;

OUTPUT;

WRITELN('ПОДРАЗДЕЛЫ С ПРЕВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ РЕШЕНИЯ');

FOR I:=1 TO 10 DO

IF D[I]<>'' THEN WRITELN(D[I]);

END.

Сохраните введенную программу в созданной рабочей папке.

Запустите программу на выполнение. Проверьте работу программы.

Введите данные:

ИМЯ ИСПЫТУЕМОГО РЕБЕНКА: ПЕТРОВ ИВАН

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ГОД-ДЕНЬ:7, 8

КЛАСС, ГОД-МЕСЯЦ: 1, 10

ДАТА ПРОВЕРКИ, МЕСЯЦ-ДЕНЬ-ГОД: 7, 6, 2004

ИМЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: СМИРНОВА

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИЧТЕНИИ, ГОД-МЕСЯЦ: 1, 5

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ: 2

РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В:

РАСПОЗНАВАНИИ БУКВ АЛФАВИТА: Н

ПРОИЗНЕСЕНИИ СЛОВ БЕЗ ПРОПУСКА ИИЗМЕНЕНИЯ БУКВ:Д

ВЕРНОЙ РАССТАНОВКЕ АКЦЕНТОВ: Д

ПРАВИЛЬНОМ РАЗБИЕНИИ СЛОВ НА ЧАСТИ: Д

ЗАПОМИНАНИИ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ЗВУКОВ. БУКВ: Д

ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НИЖЕ СРЕДНЕГО

ОБЩИЙ ВЕСОВОЙ ФАКТОР-4

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРЕВЫШЕН

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО, ГОД-МЕСЯЦ: 1, 5

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ: 1

РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В:

ЗАПОМИНАНИИ: Н

ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБЩЕЙ КАРТИНЫ: Д

ПОНИМАНИИ ТРУДНЫХ СЛОВ: Н

ТОЛКОВАНИИ ПОНЯТИЙ: Д

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НИЖЕ СРЕДНЕГО

ОБЩИЙ ВЕСОВОЙ ФАКТОР -2

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРЕВЫШЕН

РАЗДЕЛЫ С ПРЕВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ

ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ

ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Сравните результаты.

5. Запустите программу на выполнение. Проверьте работу программы.

6. Введите данные:

ИМЯ ИСПЫТУЕМОГО РЕБЕНКА: ПЕТРОВ ИВАН

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ГОД-ДЕНЬ:7, 8

КЛАСС, ГОД-МЕСЯЦ: 1, 10

ДАТА ПРОВЕРКИ, МЕСЯЦ-ДЕНЬ-ГОД: 7, 6, 2004

ИМЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: СМИРНОВА

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИЧТЕНИИ ГОД-МЕСЯЦ: 1, 11

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ: 2

РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В:

РАСПОЗНАВАНИИ БУКВ АЛФАВИТА: Н

ПРОИЗНЕСЕНИИ СЛОВ БЕЗ ПРОПУСКА И ИЗМЕНЕНИЯБУКВ: Д

ВЕРНОЙ РАССТАНОВКЕ АКЦЕНТОВ: Д

ПРАВИЛЬНОМ РАЗБИЕНИИ СЛОВ НА ЧАСТИ: Д

ЗАПОМИНАНИИ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ЗВУКОВ, БУКВ: Д

ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НИЖЕ СРЕДНЕГО

ОБЩИЙ ВЕСОВОЙ ФАКТОР -4

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРЕВЫШЕН

ПРОТИВОРЕЧИЕ - УРОВЕНЬ ПРЕВЫШЕН, А ОЦЕНКА ХОРОШАЯ

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО, ГОД-МЕСЯЦ: 1, 5

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ: 1

РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В:

запоминании: Н

ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБЩЕЙ КАРТИНЫ: Д

ПОНИМАНИИ ТРУДНЫХ СЛОВ: Н

ТОЛКОВАНИИ ПОНЯТИЙ: Д

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ НИЖЕ СРЕДНЕГО

ОБЩИЙ ВЕСОВОЙ ФАКТОР-2

УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРЕВЫШЕН

ПОДРАЗДЕЛЫ С ПРЕВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ

ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ

ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Варианты Исходные данные
Добавьте в процесс исследования раздел "Арифметика"
Добавьте в процесс исследования раздел "Биология "
Добавьте в процесс исследования раздел "Психология".
Добавьте в процесс исследования любой раздел из учебного курса

Наши рекомендации