Исследование особенностей развития у дошкольников представлений о семье в трудах отечественных и зарубежных психологов
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.
В современных исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. E.Moss и др., (1998), отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании P.Crittenden (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.
Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.
В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Russel (1998, показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.
Согласно гипотезе, специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.
Проблема формирования у дошкольников представлений о семье нашла разработку в трудах психологов - Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др. Анализ психологических исследований позволил нам выявить, что ученые изучали следующие аспекты этой проблемы: особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье. Анализ педагогических работ позволил нам обнаружить, что исследования осуществлялись по направлениям: формирование системы представлений о семье у старших дошкольников, роль дидактических игр и занятий в формировании семейных представлений, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление семейных представлений. [11,132]
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться в построении межличностных контактов: определять, изменять отношение, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Уровень развития ребенка всецело будет зависеть от понимания педагогом функций искусства формирования представлений о семейных отношениях и мастерства использования его в образовательном процессе. Анализ психолого - педагогических исследований позволил выделить основные фундаментальные принципы психического развития ребенка, обусловливающие возможность познания им таких категорий как "семья" и "семейные отношения" (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Такими принципами выступили: творческий характер развития; социокультурный контекст развития; сензитивность в усвоении языка, знаков, символов, сенсорных эталонов, предметных и умственных действий; деятельность и общение как движущая сила развития, средство обучения и воспитания; периодизация детского развития; зона дальнейшего развития; активного действования; интериоризация и экстериоризация как механизм развития и обучения. [7,91]
Разрабатывая педагогические условия формирования семейных представлений у дошкольников, я опиралась в своем исследовании на принципы активного действования, социокультурный, творческий. Именно они обеспечивали подлинную философию культурной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия, что нашло отражение в фундаментальных работах Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.
Восприятие семейных отношений - это отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности семейной жизни (Д.Б.Эльконин). Восприятие и ориентировка в семейных отношениях, как утверждает психология, складываются и формируются на социальной основе в процессе его жизнедеятельности и в практике широких связей и отношений. До настоящего времени в дошкольных образовательных программах речь не шла о свойствах семейных отношений, которые могут быть усвоены детьми, а постижение данного феномена осуществлялось через практическую деятельность самого ребенка. Наш принципиальный подход как раз и заключается в том, что осуществляется поиск условий в дошкольном учреждении, которые бы позволили детям осваивать семейные отношения как всеобщую категорию, обусловливающую регуляцию социальных отношений
В своих работах Б.Г.Ананьев указывает, что подобно общей природе отражения окружающего мира, отражение семейных представлений выступает в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения обнаруживается в области отражения семейных отношений в объективной действительности. Значит на основе чувственности отражений и ориентировки в семейных взаимоотношениях, у ребенка начинает складываться высшая форма ориентировки и отражения семейных представлений - "логико-понятийная" или "теоретическая" (по терминологии Б.Г.Ананьева).
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. [11,156]
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Ребенка ни в коем случае нельзя оставлять наедине с самим собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов.
Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.[21,110]
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты, например: мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.
Анализ педагогических исследований, связанных с вопросом ознакомления детей с семейными отношениями, позволил нам обнаружить, что к данному феномену обращались педагоги прошлого (Е.И.Водовозова, А.Я.Коменский, М.Монтесори, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Ф.Фребель и др.).
Я.А.Коменский в своей "Великой дидактике" указывал, что в первые 6 лет жизни ребенка должна быть заложена основа для многих последующих занятий. Определяя содержание этой основы, Я.А.Коменский отметил, что в период так называемой Материнской школы" с ребенком необходимо пройти "первые шаги хронологии". Он указывал, что обучение дошкольников различению семейных взаимодействий должно проводиться в виде бесед родителей с детьми, в которых взрослые в понятной форме объясняют, показывают и называют явления окружающего мира. И.Г.Песталоцци указывал, как и Я.А.Коменский, на такой же объем временных знаний для дошкольников; считал усвоение ребенком семейных отношений одним из важнейших средств познания и элементарного обучения. По мнению Ф.Фребеля первые семейные представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом. Мы видим, что в зарубежной педагогике авторы придерживались прагматического подхода к освоению детьми семейных отношений. [36,129]
В отечественной педагогике проблема формирования представлений о семье у детей нашла отражение в работах Е.И.Водовозовой, А.М.Леушиной, В.А.Сухомлинского, Т.А.Рихтерман, К.Д.Ушинского и др.
1.4 Представление о семье у детей старшего дошкольного возраста в программе "От рождения до школы" под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы
Согласно программе «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной. Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы.
Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной
- Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной
- Работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями, но составлению родословной; создание эскизов оформления родословной
- Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи»
- Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне занятий
Работа с родителями
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности), с семьей.
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Диагностику знаний и представлений детей, используя вопросы и задания, целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке знаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни играют наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых поручений и т.п.