Представление о семье у детей старшего дошкольного возраста

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выпускная квалификационная работа

Допустить к защите   С.В. Мещерякова, заместитель директора по УР _______________________ Л.Л. Лопатина председатель ПЦК, «Дошкольное образование» _______________________ Руководитель:   В.С. Логинова, преподаватель _______________________  

Красноярск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ
1.1 Семья как воспитательный институт
1.2 Специфика полоролевого воспитания в семье с различными структурами
1.3. Исследование особенностей развития у дошкольников представлений о семье в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.4. Представления о семье у детей старшего дошкольного возраста в программе "От рождения до школы" под ред М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Характеристика выборки и базы исследования
2.2. Организация и методика экспериментальной работы
2.3. Результаты исследования
2.4. Рекомендации родителям по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
     

ВВЕДЕНИЕ

Родители дошколят больше всего озабочены тем, как пораньше научить детей считать и писать; а вопрос о том, как ребенок представляет себе свою семью и насколько это важно для будущего личного счастья, в обычной ситуации часто упускается из виду и родителями, и детскими специалистами. Таким образом необходимо выявить, какие представления о родительских функциях складываются у ребенка такого возраста.

Актуальность обусловлена: Важностью проблемы формирования представлений о своей семье у детей дошкольного возраста. Недостаточной представленностью в педагогической практике исследований по формированию представлений у дошкольников о своей семье. Так же родители мало понимают, что они являются главным звеном в формировании представлений о семье. Что именно в семье ребенок учится и копирует обращение к другим людям.

А теперь сформулируем проблему: «Какова возможность использования методик дошкольного образования как средства формирования представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста». При этом следует определить, что понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Задумаемся над проблемой, как могут формироваться и каким образом можно обнаружить у дошкольника такие представления. Научение человека осуществляется в некотором смысле двумя способами: сознательным, путем усвоения вербальной информации, и бессознательным - в виде подражания. Второй способ имеет гораздо больше возможностей.

Родители обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей ребенка: кормят, одевают, укладывают детей спать. Кроме того, они еще отдыхают и работают. Я считаю, что ребенок в своей игре способен отразить эти поведенческие акты; если дошкольник их не отражает, возможно, он еще не выделяет эти функции окружающих его людей.

Поэтому наиболее актуальной является проблема формирования у старших дошкольников определения о семье.

Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах многогих психологов,например таких как:(Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А. Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).

Объектом исследования является семья как воспитательный институт.

Предметом исследования являются представления детей старшего дошкольного возраста о семье.

Цель: выявить представления о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования у дошкольников представлений о семье;

2. Составить программу исследования, подобрать методы адекватные целям и задачам исследования;

3. Сравнить соотношение образа у детей реальной и идеальной семьи;

4.Установить критерии и уровни сформированности представлений о семье и родственных отношениях у детей 5-6 лет.

5. Выявить предпочтения разных групп дошкольников по поводу моделей их представлений о семье.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические исследования, включающие опросы,проведение диагностики.

Практическая значимость работы заключается в создании набора методик для определения характера взаимоотношений в семье и формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что у детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей соотношение образа реальной и идеальной семьи не будут отличаться в силу отсутствия у них опыта и в следствии построения образа идеальной семьи на основе представлений о реальной семье, в которой они проживают.

Результаты исследования

Мной было проведено занятие «Моя семья»,в котором дети с помощью игры закрепляли знания о том кто такие «мама, папа, сын, дочь, бабаушка, дедушка, тетя, дядя.». Многие дети с легкостью отвечали на заданные вопросы о семье, но и были такие, которые не могли ответить на вопросы: «Кем являются бабушка и дедушка твоим родителям?»,не все знают отчество своих родителей. Дети бережно и с любовью относятся к своим родителям, бабушкам и дедушкам.

Но один ребенок сказал, что он не любит своего папу. На вопрос «Почему?»,он ответил: - Потому - что он меня ругает?

При наблюдении за детьми и проведенной беседы во время игр я заметила такой факт, что дети уже немного понимают отличие реальной и идеальной семьи. Так как типы семей различаются и ходя в гости друг к другу, они замечают эти различия. Исходя из этого, дети высказывали свои меты о том, какая семья будет у них в будущем, и какую бы они хотели иметь сейчас. По мнению детей, идеальной семьей считается та семья, в которой проводится много праздников, где друг друга любят и уважают, где никто не ругается. Ребята рассказывали о своих семейных традициях, рассказывали кто в их семье главный. Я сделала для себя вывод, что в современном обществе большую роль играет в семье мама.

По результатам проведенной работы с детьми можно сделать следующие выводы:

1. Дети знают и уверенно называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек.

2. Дети знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка.

3. Дети понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки.

4. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности.

5. Проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. Стараются проявлять волевые качества.

6. Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.

7. Проявляют интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

8. Имеют элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.

После проведенной работы с детьми я сделала диаграмму на основании диагностики. (см. Приложение 2)

Из этого можно сделать вывод, что после проведенной работы дети старшей группы дошкольного учреждения имеют высокий уровень представлений о семье и представляют что такое родословная.

Рекомендации родителям по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста

Для ознакомления дошкольника с семьей хотелось бы обратить внимание на то, что не только воспитатель ( педагоги ) дошкольного образовательного учреждения должен уделять этому внимание, но и родители не должны забывать о том, что они играют не последнюю роль в формировании представлений о семье. Поэтому с родителями нужно проводить работы по ознакомлению с методиками ознакомления дошкольника с семьей.

Необходимо отметить, что в силу возрастных психологических особенностей для дошкольника отношения родители - дети являются основными, более того, немыслима семья без детей, семья, в которой нет хотя бы одного ребенка. Поэтому очень важно, чтобы при ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения родители - дети являлись центральными и системообразующими.

Для разработки методики ознакомления детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни модернизационные концепции в целом неприемлемы, однако педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо иметь о них представление, поскольку именно они активно обсуждаются в средствах массовой информации.

Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного воспитания.

Задачи ознакомления детей 5—6 лет с семьей и родословной

Нравственное воспитание:

- продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);

- воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;

- продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому;

- воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.

Умственное воспитание:

- расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);

- формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);

- закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;

- закреплять знание домашнего адреса;

- воспитывать интерес к своей родословной;

- формировать представления о семейных традициях.

Рекомендации для родителей:

- рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз). Рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей.

- знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.

Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.

Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Своеобразная «программа» формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике.

Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, пословицам, и др.) позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. До детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была многодетной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семьях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение художественных произведений (например, поможет педагогу (родителю) активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «трудные» дети.

Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания должны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире значения. В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это - многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и так далее. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.(20,с.210)

Между тем обследование дошкольников, свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Ученые (Н.И.Захаров, М.И.Буянов, Н.А.Голиков) с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывается каждый третий ребенок.

Выводы

Результатом развивающей работы явилось изменение представлений детей о семье и существующих в ней отношениях, в том числе и детско-родительских в сторону увеличения целостности, полноты, адекватности. Диагностическая работа позволила мне доказать эффективность проведенной работы.

Мы выяснили, что очень важно, как ребенок представляет свою семью, насколько высок уровень знаний детей о семье. Знания, заложенные в дошкольном возрасте у детей, научат их понимать и строить отношения в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, даже тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка.

В своем исследовании Д. Боумрин (Семья в психологической...,1989) вычленил совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Он пришел к выводу, что оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Таким образом, можно дать общую характеристику для них: общительные, доброжелательные, им характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность. Они откровенны, доверчивы, благожелательны к людям, терпимы, уживчивы, свободны от зависти. Для женщин характерна женственность, способность к эмпатии, стремление к покровительству, тревожность, впечатлительность. Для мужчин - мужественность, самоуверенность, рассудочность, уверенность в себе.

Для этих родителей характерно принятие, средний уровень контроля последовательность в требованиях, признание прав ребенка, сотрудничество с ним.

Все выше сказанное можно отнести к характеристике идеальной семейной пары, с точки зрения воспитания детей.

Остальную массу родителей можно условно разделить на следующие группы:

Родители, которым свойственно отвержение своего ребенка, применение строгих мер наказания и принуждения к чему-либо, высокий уровень контроля, низкий уровень признания прав ребенка, сотрудничества с ним, стремление к инфантилизации.

Научная новизна работы, состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные или негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская (1988) понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека".

Методологической основой работы является - учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая значимость работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.

3. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат,1992.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? М., 1995.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи.-М.: Просвещение; 1996.

6. Зверева О.П. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.

7. Знакомим детей с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

8. Крайг Г. Психология развития.-СПб: Питер; 2000.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.

10. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашние воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М. : Академия, 2005

11. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994.

12. Матейчек 3. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чешского.-М., 1992.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: фенаменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1999.

14. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн X. С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. - М., 1994.

15. Обухова Л. Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. М., 1999.

16. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992.

17. Синяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.2002.

18. Спиваковская А.С. Как быть родителями.-М.: Просвещение;1986.

19. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

20. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

21. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС,2003

22. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.-М.: Апрель-Пресс,ЭКСМО-Пресс;2000.

Приложение

Приложение № 1. Занятие «Моя семья»

Задачи.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребенка; совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление.

Материалы.

Силуэт дерева из плотной ткани или картона (его прикрепляют на стене или ширме) - диаметр кроны 150 см или более - в зависимости от количества детей в группе); листья, вырезанные из плотной цветной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных, репродукции семейных портретов.

Ход занятия.

Ребята сидят на стульчиках полукругом в игровой зоне. Воспитатель привлекает их внимание к репродукциям, размещенным на мольбертах (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников - Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»).

Воспитатель спрашивает: «Что объединяет все эти картины? Кто изображен на этих картинах? (Семьи.) Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь все такие разные?» (на картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать картину, которая ему больше всего понравилась, подойти к репродукции и рассказать о ней. Затем анализирует короткие рассказы детей, делает вывод: картины объединяет их добрый настрой; количество людей, изображенных на картинах разное, состав семей тоже; одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад, другие - наши современники, но художникам, нарисовавшим портреты этих людей, удалось передать их любовь друг к другу, нежность и заботу. Родители ласково обнимают детей.

Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, что такое семья? (Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня».

Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение Я. Акима «Моя родня». Затем спрашивает: «Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка - это родня. Друг Сережка - не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек и поэтому не является родней героя стихотворения. Мы очень любим своих домашних животных, заботимся о них, считаем их членами наших семей, но они не люди, и тем более не родные нам.)

В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные - бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.). Семьи это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье».

Дети вспоминают пословицы, которые были выучены ими в ходе предыдущих занятий и бесед о семье:

Вся семья вместе и душа на месте.

Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

Русский человек без родни не живет.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Семья ладом полна.

Физкультминутка

Можно провести с детьми игру «Кто я?», способствующую закреплению знаний и представлений о родственных отношениях.

Дети становятся в кружок, воспитатель стоит в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, например: «Я - мама, а ты мне кто?» Ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает: «Сын (дочь)».

Первоначально воспитатель берет на себя роль родителя или взрослого члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя). Постепенно игра усложняется. Воспитатель может взять на себя роль ребенка, например, спросить: «Я внучка, а ты мне кто?» Когда дети начнут достаточно хорошо ориентироваться в терминах родства, им можно задать в процессе игры следующие вопросы: «Кому ты дочь?», «Кто тебе мамина мама?», «Кто тебе папина сестра?» и др.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и привлекает их внимание к висящему на стене силуэту дерева: «В нашей группе выросло красивое дерево. Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. Мы все вместе находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью. Это дерево - наша группа, каждая из веточек - это ваши семьи. На столах в корзиночках лежат листочки с фотографиями ваших родных, членов ваших семей. Нужно разместить фотографии членов своей семьи на веточке дерева и рассказать, как зовут членов семьи, назвать имена и отчества родных - мам и пап, дедушек и бабушек».

Дети прикрепляют на дерево листочки с фотографиями членов своих семей, рассказывают о них.

В заключение воспитатель говорит, что, слушая рассказы детей, их голоса, можно почувствовать, с какой любовью и нежностью ребята относятся к своим родным. Затем предлагает детям прочитать стихотворения о семье.

Приложение 2. Диаграмма диагностики представлений о семье.

Рисунок 1.

представление о семье у детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Рисунок 2.

представление о семье у детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выпускная квалификационная работа

Допустить к защите   С.В. Мещерякова, заместитель директора по УР _______________________ Л.Л. Лопатина председатель ПЦК, «Дошкольное образование» _______________________ Руководитель:   В.С. Логинова, преподаватель _______________________  

Красноярск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ
1.1 Семья как воспитательный институт
1.2 Специфика полоролевого воспитания в семье с различными структурами
1.3. Исследование особенностей развития у дошкольников представлений о семье в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.4. Представления о семье у детей старшего дошкольного возраста в программе "От рождения до школы" под ред М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Характеристика выборки и базы исследования
2.2. Организация и методика экспериментальной работы
2.3. Результаты исследования
2.4. Рекомендации родителям по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
     

ВВЕДЕНИЕ

Родители дошколят больше всего озабочены тем, как пораньше научить детей считать и писать; а вопрос о том, как ребенок представляет себе свою семью и насколько это важно для будущего личного счастья, в обычной ситуации часто упускается из виду и родителями, и детскими специалистами. Таким образом необходимо выявить, какие представления о родительских функциях складываются у ребенка такого возраста.

Актуальность обусловлена: Важностью проблемы формирования представлений о своей семье у детей дошкольного возраста. Недостаточной представленностью в педагогической практике исследований по формированию представлений у дошкольников о своей семье. Так же родители мало понимают, что они являются главным звеном в формировании представлений о семье. Что именно в семье ребенок учится и копирует обращение к другим людям.

А теперь сформулируем проблему: «Какова возможность использования методик дошкольного образования как средства формирования представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста». При этом следует определить, что понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Задумаемся над проблемой, как могут формироваться и каким образом можно обнаружить у дошкольника такие представления. Научение человека осуществляется в некотором смысле двумя способами: сознательным, путем усвоения вербальной информации, и бессознательным - в виде подражания. Второй способ имеет гораздо больше возможностей.

Родители обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей ребенка: кормят, одевают, укладывают детей спать. Кроме того, они еще отдыхают и работают. Я считаю, что ребенок в своей игре способен отразить эти поведенческие акты; если дошкольник их не отражает, возможно, он еще не выделяет эти функции окружающих его людей.

Поэтому наиболее актуальной является проблема формирования у старших дошкольников определения о семье.

Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах многогих психологов,например таких как:(Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А. Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).

Объектом исследования является семья как воспитательный институт.

Предметом исследования являются представления детей старшего дошкольного возраста о семье.

Цель: выявить представления о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования у дошкольников представлений о семье;

2. Составить программу исследования, подобрать методы адекватные целям и задачам исследования;

3. Сравнить соотношение образа у детей реальной и идеальной семьи;

4.Установить критерии и уровни сформированности представлений о семье и родственных отношениях у детей 5-6 лет.

5. Выявить предпочтения разных групп дошкольников по поводу моделей их представлений о семье.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические исследования, включающие опросы,проведение диагностики.

Практическая значимость работы заключается в создании набора методик для определения характера взаимоотношений в семье и формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что у детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей соотношение образа реальной и идеальной семьи не будут отличаться в силу отсутствия у них опыта и в следствии построения образа идеальной семьи на основе представлений о реальной семье, в которой они проживают.


Наши рекомендации