Процедура проведения учебных дебатов

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

1) справа от председателя – защитники тезиса (4 человека);

2) слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

3) в конце аудитории, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссии «Уважаемый Председатель…»

Участники дискуссии обращаются друг к другу «Уважаемый коллега …»

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Далее роли распределяются следующим образом.

1) вторые номера обеих сторон приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвёртые номера подытоживают все, что было высказано обеими сторонам во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Выступающий подходит к соответствующей стороне кафедры. Дебаты продолжаются до тех пор, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Выступающий и председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Регламент: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. За соблюдением процедуры регламента следит секретарь.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются аргументы, представленные сторонами. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противника тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

СЕМИНАР № 2

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКЕ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

анализ видеоматериалов

(Разработан д.п.н., проф. Селиверстовой Е.Н.)

2 часа

Задачи: - формировать представление о специфических особенностях субъектной позиции школьника на уроке;

- формировать умение по внешне видимым на уроке действиям учителя и учащихся делать вывод о типе их взаимодействия – субъект-субъектном или субъект-объектном;

- формировать умение выделять в уроке способы целеполагания, самокотроля и самооценки школьников.

Опорные теоретические понятия:

субъект

целеполагание

учебные действия

самоконтроль

самооценка

Теоретическое обоснование

1. Современная философия образование акцентирует внимание на субъектной позиции школьника в образовательном процессе. В широком философском плане под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознаниеми волей человек. Поэтому субъектная позиция человека связана с его активностью, инициируемой принятием определенного решения, обусловленного тем или иным смысловым отношением. Конкретизируя это положение, следует подчеркнуть, что субъектная позиция человека характеризуется самостимулируемой и самоорегулируемой активностью, продуктивностью и творчеством, рефлексией и самостоятельностью, диалоговым взаимодействием с пространством жизнедеятельности, что позволяет человеку становится автором, хозяином и распорядителем своей судьбы, что содействует расширению пространства для самореализации, повышает меру ответственности человека за достигнутые в различных сферах жизнедеятельности результаты.

2. В процессе обучения школьник предстает, прежде всего, как субъект познания. Его субъектная позиция в познании проявляется в самостимулировании, самоорганизации и самоуправлении процессом своего познания, что основывается на готовности и способности школьника осуществлять рефлексию на уровне отдельных познавательных действий, целостной познавательной деятельности и на уровне отношения к познанию.

С учетом мнения психологов о структуре учебной деятельности (В.В.Давыдов) можно утверждать, что приобретение школьником опыта выступать субъектом познания в процессе обучения предполагает наличие у него опыт саморегуляции собственной познавательной деятельностью, который состоит из:

- опыта эмоционально-ценностного отношения к познанию, проявляющегося в наличии внутренней заинтересованности в постижении нового, когда познание становится внутренней потребностью личности;

- опыта целеполагания и самостоятельного планирования своих познавательных действий;

- опыта самостоятельного выбора и осуществления учебно-познавательных действий в соответствии и разработанными познавательными стратегиями;

- опыта самоконтроля и самооценки в процессе и в итоге осуществления разработанных познавательных стратегий.

Учащийся приобретает возможность становиться субъектом познания (приобретать опыт выступать субъектом познания), если учитель в процессе обучения создает специальные условия для того, чтобы у школьника целенаправленно формировался опыт саморегуляции познавательной деятельности, а следовательно, и возможность самостоятельного изменения стратегии и тактики своей деятельности в соответствии с возникающими или специально сконструированными в обучении учебно-познавательными ситуациями.

3. Целеполаганиепредставляет собой процесс возникновения целей, их выделение, определение и осознание. Оно может иметь по крайней мере две формы: самостоятельное определение цели в ходе выполнения деятельности как один из этапов ее осуществления и определение цели на основе выдвигаемых кем-то требований (В.В.Давыдов). В образовательном процессе второй случай является практически ведущим.

4. Учебно-познавательные действия – это средство реализации познавательных мотивов и выдвинутых на этой основе школьниками познавательных целей. Охарактеризовать учебно-познавательные действия - это значит описать, что именно делает и как именно действует школьник в направлении достижения цели. Эти действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. При анализе качества учебно-познавательных действий важно обращать внимание на степень самостоятельности школьника в выполнении заданий, на осознание им способов осуществления действий, а также на возможность осуществления действия в измененных условиях.

5. Самоконтроль выступает условием нормального протекания предпринимаемых школьником действий. Он состоит в постоянном прослеживании хода выполнения действий, в своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении, а также во внесении в них необходимых корректив.

6. Самооценкасвязана с оценкой школьником самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. В данном случае самооценка выполняет функцию подведения итогов выполненной последовательности действий и определению того, правильно или неправильно они совершены. Кроме того, если она совершается перед решением познавательной задачи (связанной с достижением выдвинутой познавательной цели), то результаты самооценки определяют возможность или невозможность ее решения и в соответствии с этим планирования предстоящей деятельности.

· Практические задания

1. Подумайте, по каким внешне видимым проявлениям вы можете заметить на уроке учащихся, находящихся в позиции объекта образовательного процесса и субъекта познания. Составьте сравнительную таблицу показателей.

2. На основе просмотренных видеоматериалов определите в какой позиции преимущественно находятся школьники на уроках – субъекта или объекта. Какие факты позволяют вам сделать этот вывод.

3. На основе просмотренных видеоматериалов вычлените те способы целеполагания, которые были использованы учителем и учащимися на уроках. Участвует ли ученик в выдвижении (или обсуждении) ближайших или перспективных целей своей деятельности? В чем это проявляется на уроках? Сделайте вывод о возможности появления субъектной позиции школьника на просмотренных уроках.

4. На основе просмотренных видеоматериалов выделите те способы, которые использовал учитель в процессе организации изучения нового материала. Оцените их педагогические возможности с точки зрения идеи субъектности школьника на уроке.

5. Перед кем преимущественно отчитываются школьники по результатам своей деятельности на просмотренных уроках: перед учителем; друг перед другом; перед классом; перед собой? Какое отношение имеют эти факты к проблеме субъектной позиции учащихся на уроке?

6. Обращается ли на просмотренных уроках специальное внимание на обучение школьников способам саморегуляции в познавательной деятельности? В чем состоит эта работа на данном уроке? В каких проявлениях виден результат предшествующего обучения такому опыту?

7. Действует ли ученик на уроке преимущественно:

· по инструкции, данной учителем;

· на основе самой общей ориентации, заданной учителем и определяющей лишь основное направление деятельности;

· на основе самостоятельно принятого решения, инициированного познавательной потребностью?

Какие факты на это указывают? Как это влияет на побуждение объектной или субъектной позиции школьника на уроке?

Формы контроля:

- участие в обсуждении видеоматериалов и вопросов, обозначенных в программе семинара;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- практические задания выполняются устно.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.235-302 (раздел «Психологические вопросы сознательного учения»).

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. С.249-253.

3. Петровский В.А. Субъектность – новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование, 1996, № 3.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. Ч.3 «Педагог и ученики – субъекты образовательного процесса».

5. Селиверстова Е.Н. Школа развития – школа субъектности //ежемесячник «Наша школа». – Владимир, май, 1997.

6. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания к школе созидания. – Владимир, 2009.

СЕМИНАР № 3

Наши рекомендации