ТЕМА: «Основы теории воспитания»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.
Заведующий кафедрой
д.псх.н., доцент _____________________________________Логинова И.О.
Составители:
к.псх.н., доцент______________________________________Чупина В.Б.
преподаватель_______________________________________Чернова Е.И.
преподаватель______________________________________ Сенченко Г.В.
Красноярск
1. Тема:«Основы теории воспитания»
2. Формы работы:
- Подготовка к семинарскому занятию.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание докладов по предложенным темам, заполнение таблицы.
№ п/п | Исторические периоды | Представители педагогической науки и их работы | Цели воспитания |
Первобытное общество | |||
Древний мир и античная эпоха | |||
Эпоха Средневековья и Возрождения | |||
Эпоха Нового времени | |||
Эпоха Новейшего времени |
Подготовьте фрагменты (2-3) из художественных произведений, в которых ярко представлены (или описано их применение) отдельные методы воспитания: поощрение; внушение; требование; переключение: упражнение, создание воспитательной ситуации; наказание; убеждение; пример; соревнование.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.
1. Воспитание как система; сущность, структурные элементы воспитания и их взаимосвязь.
2. Развитие проблемы целей и содержания воспитания; современные концепции воспитания.
3. Понятие формы, метода, приема, средства воспитания.
4. Проблема классификации методов воспитания.
5. Взаимосвязь форм и методов воспитания, условия эффективного их использования в процессе воспитания.
6. Обновление форм и методов воспитания на современном этапе.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. СИСТЕМЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗРАБОТАЛИ
1) А.С.Макаренко;
2) Л.Н. Толстой;
3) Ж.-Ж.Руссо;
4) А.Дистервег;
д) правильного ответа нет.
Правильный ответ – 2, 3
2. ОСНОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ
1) сохранение традиций
2) соблюдение норм и правил
3) законы воспитания
4) ребенок как самоценность
Правильный ответ - 4
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ АВТОРИТЕТА ИЗВНЕ ЯВЛЯЮТСЯ
1) учет индивидуальных особенностей в воспитании
2) творчество как средство развития и самореализации
3) авторитет педагога как незыблемая ценность
4) управление как поддержание порядка
Правильный ответ - 1
4. МЕТОДЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОРИТАРНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
1) соревнование
2) убеждение
3) диалог
4) требование
Правильный ответ – 2, 4
5. ОРИЕНТАЦИЯ НА НАКАЗАНИЯ И ПОКОРНОСТЬ СВОЙСТВЕННЫ
1) предсоциальному
2) социальному
3) постсоциальному уровню
4) асоциальному
Правильный ответ - 1
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. При авторитарной позиции педагога многие его ученики обладают исполнительностью и ответственностью, но зачастую безинициативны.
Чем можно объяснить данное явление? Необходимо ли вмешательство со стороны родителей?
Ответ: авторитарная позиция педагога в силу своей директивности и безапелляционности препятствует созданию ситуаций выбора для ученика и потому, такие их качества как инициативность, самостоятельность и др не будут формироваться.
2. Многие родители при выборе педагога для своего подвижного ребенка-первоклассника останавливают свой выбор на строгом и требовательном учителе начальной школы.
Чем можно объяснить этот выбор? Правилен ли выбор таких родителей?
Ответ: стремление родителей выбратьдля своего подвижного ребенка-первоклассника строгого и требовательного учителя начальной школы продиктована их убеждением, что строгий и требовательный педагог сможет лучше обучить их ребенка. В настоящее время выявлена закономерная связь между требовательностью педагога и обучаемостью детей младшего школьного возраста.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Уметь анализировать ситуационные задачи в рамках теории воспитания, с условиями эффективного использования форм и методов в процессе воспитания.
Рекомендации по выполнению НИРС.
Подготовить доклады по следующим темам, используя основную и дополнительную литературу по теме занятия.
- Цели воспитания, сформулированные на разных этапах развития человеческого общества.
- О соотношение целей и задач воспитания.
- Классификация методов воспитания. Разные подходы к их классификации.
- Творческий характер применения методов воспитания в деятельности врача-стоматолога.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
- обязательная:
1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2009.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
- дополнительная:
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М.: Гардарики , 2006.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. - М.: Академия, 2008.
- элетронные ресурсы:
1. БД МедАрт.
2. Медиатека.
3. ЭБС КрасГМУ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации»
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития
России