ТЕМА: «Основы теории воспитания»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент _____________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент______________________________________Чупина В.Б.

преподаватель_______________________________________Чернова Е.И.

преподаватель______________________________________ Сенченко Г.В.

Красноярск

1. Тема:«Основы теории воспитания»

2. Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание докладов по предложенным темам, заполнение таблицы.

№ п/п   Исторические периоды   Представители педагогической науки и их работы   Цели воспитания  
Первобытное общество    
Древний мир и античная эпоха    
Эпоха Средневековья и Возрождения    
Эпоха Нового времени    
Эпоха Новейшего времени    

Подготовьте фрагменты (2-3) из художественных произведений, в которых ярко представлены (или описано их применение) отдельные методы воспитания: поощрение; внушение; требование; переключение: упражнение, создание воспитательной ситуации; наказание; убеждение; пример; соревнование.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

1. Воспитание как система; сущность, структурные элементы воспитания и их взаимосвязь.

2. Развитие проблемы целей и содержания воспитания; современные концепции воспитания.

3. Понятие формы, метода, приема, средства воспитания.

4. Проблема классификации методов воспитания.

5. Взаимосвязь форм и методов воспитания, условия эффективного их использования в процессе воспитания.

6. Обновление форм и методов воспитания на современном этапе.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1. СИСТЕМЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗРАБОТАЛИ

1) А.С.Макаренко;

2) Л.Н. Толстой;

3) Ж.-Ж.Руссо;

4) А.Дистервег;

д) правильного ответа нет.

Правильный ответ – 2, 3

2. ОСНОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ

1) сохранение традиций

2) соблюдение норм и правил

3) законы воспитания

4) ребенок как самоценность

Правильный ответ - 4

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ АВТОРИТЕТА ИЗВНЕ ЯВЛЯЮТСЯ

1) учет индивидуальных особенностей в воспитании

2) творчество как средство развития и самореализации

3) авторитет педагога как незыблемая ценность

4) управление как поддержание порядка

Правильный ответ - 1

4. МЕТОДЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОРИТАРНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

1) соревнование

2) убеждение

3) диалог

4) требование

Правильный ответ – 2, 4

5. ОРИЕНТАЦИЯ НА НАКАЗАНИЯ И ПОКОРНОСТЬ СВОЙСТВЕННЫ

1) предсоциальному

2) социальному

3) постсоциальному уровню

4) асоциальному

Правильный ответ - 1

Самоконтроль по ситуационным задачам.

1. При авторитарной позиции педагога многие его ученики обладают исполнительностью и ответственностью, но зачастую безинициативны.

Чем можно объяснить данное явление? Необходимо ли вмешательство со стороны родителей?

Ответ: авторитарная позиция педагога в силу своей директивности и безапелляционности препятствует созданию ситуаций выбора для ученика и потому, такие их качества как инициативность, самостоятельность и др не будут формироваться.

2. Многие родители при выборе педагога для своего подвижного ребенка-первоклассника останавливают свой выбор на строгом и требовательном учителе начальной школы.

Чем можно объяснить этот выбор? Правилен ли выбор таких родителей?

Ответ: стремление родителей выбратьдля своего подвижного ребенка-первоклассника строгого и требовательного учителя начальной школы продиктована их убеждением, что строгий и требовательный педагог сможет лучше обучить их ребенка. В настоящее время выявлена закономерная связь между требовательностью педагога и обучаемостью детей младшего школьного возраста.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

1. Уметь анализировать ситуационные задачи в рамках теории воспитания, с условиями эффективного использования форм и методов в процессе воспитания.

Рекомендации по выполнению НИРС.

Подготовить доклады по следующим темам, используя основную и дополнительную литературу по теме занятия.

- Цели воспитания, сформулированные на разных этапах развития человеческого общества.

- О соотношение целей и задач воспитания.

- Классификация методов воспитания. Разные подходы к их классификации.

- Творческий характер применения методов воспитания в деятельности врача-стоматолога.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная:

1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2009.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

- дополнительная:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М.: Гардарики , 2006.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. - М.: Академия, 2008.

- элетронные ресурсы:

1. БД МедАрт.

2. Медиатека.

3. ЭБС КрасГМУ.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Наши рекомендации