Дидактическая система Ян Амос Коменский
Его известность и мировое признание, его педагогические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. В своем знаменитом труде «Великая дидактика»Каменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
Ян Амос Каменский (1592—1670),чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему».
Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.
Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».
Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».
Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся».
В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считая, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей). Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.
Цель и задачи воспитания
Воспитание в соц. смысле – возд-е на человека всей окруж. действит-ти; в шир. педсмысле – целенапр. деят-ть, охват-я весь учебно – воспит. пр-сс; в узком педсмысле – спец. воспит. р-та + еще более узком значении – реш-ее опред. задачи, связ. напр с формир-ем нравств. кач-в, эстетич. представл-й -)участок прилож-я воспит. усилий;
Опред-е целей Во. -) из шир. смысла и вкл-ет формир-е си знаний и способов познпават. деят-ти мотивации и способов разл. деят-ти, культуры и опыта общения, национ, субъективно – личност. и эмоц. отнош-й;
Система задач восп.: задача интеллектуал-го, эмоц-го, трудового, эконом-го, нравственно – эстетич-го, нравств-го и т.д разв-я лич-ти.Функции воспитания: по логике – аналитическая(изуч-е лич-ти, условия ее разв-я), диагностич-я (выявл-е уровня и тенденций разв-я чел-ка), прогностическая (опред-е возмож. рез-та разв-я конкр. чел-ка), проектир-я (выбор способов взаимод-я деят-ти или педвоздействия) Организационная (организ-я методов, форм), контрольно – оценочная (опред-е соответ-я рез-ов воспит. нормам, соц. поведения отнош-й).
Смирнов определил задачи воспитания в соответ-вии с его ф-ми, цели воспитания были недостижимы (формир-е всесторонне гармонически развитой личности).
Караковский предлагает отказ-ся от термина «формир-е личности».
\\\\\\\\\\\\\\\ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитания как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Сегодня нашей школой реализуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания.
Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников. Все задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.
Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача — вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания — усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности, формирование познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной деятельности, формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.
Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание по инерции все еще направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате не только утрачивается гармония образования, но и снижается образовательный уровень самой школы.
Прогрессивные общественные деятели, ученые всех стран мира, в том числе и нашей, сетуют на попытки идеологизации образования, деформации истинного содержания знаний по истории, литературе, уводящие молодые умы в субъективизм идеологических противоборств. Большинство педагогов требуют постоянного обновления направленности образования с учетом быстроизменяющейся жизни.
15.Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Педагогика изучает два раздела: 1) обучение; 2) воспитание. Эти 2 процесса взаимосвязаны. Многие педагоги считают, что эти 2 процесса делить необязательно, т.к. они едины и целостны. Но в конкретной реализации этих процессов есть существенные своеобразия.
Макаренко считает, что существует 2 раздела (обуч. и воспит.)
Существуют различные определения воспитания: это целенаправленное влияние (взаимодействие) направленное на целенаправленное формирование личности. Это влияние осуществляется в специально организованных воспитательных системах, которые обеспечивают взаимодействие участников этого процесса.
Главным признаком воспит. явл-ся влияние субъективных и объективных факторов на личность человека:
1. влияние окр. мира, «первичной природы» - цвет кожи, темперамент...
2. вторичная природа (место жительства, условия...)
3. СМИ
4. Круг общения (микросфера) Это факторы нецеленаправленного характера (стихийные).
В ходе образовательного процесса, осуществляемого в ОУ учащиеся получают образовательные и профессиональные знания и умения.
Ведущий признак воспитания - воздействие на личность ребёнка,
-с сер. 30-х гг. 20 в. взаимодействиевоспитателя и воспитанника; особенно проявляется в педагогике сотрудничества,
- формирование и развитие личности характеризует процессуальную сторону воспитания. Но само по себе воспитание не всегда оказывает формирующее и развивающее влияние на личность (воспит. м.б., а формирования нет).
Предметно-содержательная сторона = воспитательная система, включает в себя:
- цели и задачи,
- содержание,
- методы,
- средства,
- формы,
- обратная связь... Всё это направлено на воздействие или взаимодействие (м.б. авторитарными или гуманистическими).
Итак: воспитание – это целенаправленное формирование и развитие личности, организуемое в специальных для этого воспитательных системах, сущесв-ее гуманистическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.