Формы организ-ии обуч-я урок
Ф.О.О. – спец. конструкция обучения, хар-р кот. обусловлен его содержанием, мет-ми, приемами, средсвами, видами деят-ти уч-ся. Совокуп. форм обучения, объед-х по признаку связи уч-ся и учителя посред-ом учеб. мат-ла и допол-их друг друга сост. организ-ю сис-му обуч-я. 3 сис-мы обуч-я: ●индивидуальная. ●классно-урочная ●лекционно-семинарская. Формы обучения: ●фронтальные ●групповые ●индивид-ые. При фронтальном обучении учитель управ-ет деят-ю учащ-ся, работающих над одной задачей. При группов ученики объед-ся с одинаков. возможн-ми =>исчезает недостаток фронт. обуч-я, кот. рассчитано на среднего ученика. Индивид-е обучение – самостоят-е выполнение один-ых д/ всего класса или группы задания. С позиции целостности образов-го процесса основной организац-ой формой яв-ся урок. Урок – организац-ая форма обучения, при) с учетом особ-ей каждого из них., исп-ет ср-ва и методы р-ты, ч/бы уч-ки овладевали основами изуч-мого предмета. кот. учитель в теч. точно установ-го врем-ни руководит познават-ной деят-ю группы уч-ся ( класса
Типы уроков:1) комбинированный (смешанный) комбинируются разл. виды уч. деят-ти, сообщение нов. знаний, первичное закрепление, повторение изученного 2) уроки изуч-я нов. мат-ла. 3) уроки закреп-ия и повтор-я знаний 4) уроки обобщения и систематизации изученного. 5) уроки выработки и закрепления умений и навыков 6) уроки проверки знаний. Обязат. элемент во всех уроках – организац. этап и подвед-ие итогов урока. Треб-я к уроку -) на: социально-педагогич-е и психолого-дидактические. К соц-пед-им относят: 1) наличие квалифиц-го, творческого учителя с хор. метод. и дидакт. подготовкой. 2) наличие сплоченного кол-ва уч-ся с правильно сформированной ценностной орентацией 3) наличие хорошего учеб-ка, нагл. пособия, ТСО, хор. помещения. 4) наличие «+» психол. климата, хор. отнош-й м/у уч-ми и уч-телем, основанных на взаимоуважении. К психолого-дид-им (условиям) относят: 1) высокий уровень обученности уч-ся 2) наличие достаточного уровня сформиров-ти мотивов учения и труда у учащихся 3) соблюд-е дид. принципов и правил организ-ии учебно-воспит. процесса. Примение активных форм и методов обучения.
Урок— основная форма обучения
Как было сказано, урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В отечественной школе урок остается основной формой обучения.
Имеется наиболее употребительная классификация уроков по дидактической цели. Выделены такие типы уроков:
урок овладения новыми знаниями;
урок формирования и совершенствования умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок повторения, закрепления знаний;
контрольно-проверочные уроки;
комбинированные уроки, на которых решается несколько
дидактических задач.
Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исключением комбинированного, но классификация помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру. Структура урока — совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствования структуры урока.
Ученые исходят из того, что урок имеет дидактический, методический, психологический, гигиенический аспекты. Дидактическая подструктура включает три этапа: актуализацию знаний и способов деятельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Это дидактическая логика обучения. Методическая подструктура обязывает планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно. При созданий методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей. Вместе с тем надо видеть и психологию урока: создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, характер психологических операций усвоения знаний. Гигиеническая наука тоже предъявляет требования к уроку. Учет всех аспектов урока заставляет учителя искать оптимальную структуру.
В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три ее формы: фронтальную, индивидуальную, групповую. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Вторая означает самостоятельную работу каждого ученика. Эффективной является организация групповой работы на уроке. Учащиеся работают в группе 4—7 человек или в парах, задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в группах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, взаимообучение, создает психологический комфорт, особенно для слабых учеников.
В теории и практике урока важное место занимают вопросы подготовки учителя к уроку, планирования урока и их системы. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения, предметную методику, педагогическую психологию.
Другие формы обучения
Кроме урока в отечественной дидактике приняты такие формы обучения: экскурсия, практикум и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки).
Экскурсия — форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью
Домашняя учебная работа — это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Домашняя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала.