Работа по теме « Предложение» в младших классах.

Работу над предложением следует вести в трех направлениях:

1. Отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.

2. Работа над речью. Включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции.

3. Формирование грамматического плана предложения. Отработка навыков правильного соединения слов, определение порядка их следования в предложении.

Все три направления представляют собой единое целое, но какое-нибудь из них может быть ведущим.

У УО учащихся наблюдаются нарушения как смысловой, так и лексико-грамматической основы продуцирования предложений. Школьники мл. классов пользуются примитивными по содержанию, простыми, малораспространенными конструкциями. В речи большинства школьников на втором году обучения имеется уже имеется относительно сформированная линейная схема малораспространенного предложения. Наиболее сохранным оказывается грамматическое оформление предложения, выстроенное по стандартной схеме: подлежащее, сказуемое, дополнение или обстоятельство места. В отличие от грамматического оформления содержательный и речевой планы предложений явл. Слабо сформированными и предельно обедненными, употребляемыми, как правило, в одном- привычном, стандартизированном значении. ( Мама купила конфеты.)

Начинать работу по данному разделу приходится с создания наглядных опор и объяснения тех связей, в которые вступают предметы и явления реального мира.. Лексический и грамматический материал в этом случае, определяется вопросами.( Ученики по заданию учителя воспроизводят ряд действий, наблюдают за действиями товарища, рассматривают картинку и , отвечая на вопросы, составляют предложения. На урока развития устной речи- учащиеся рассматривают предмет, выполняют действия с ним, участвуют в ролевых играх, в подготовке и реализации определенной ситуации общения. Этой же цели служат экскурсии, чтение книг, прошлый опыт детей и приобретенные знания)

Чем старше становятся дети, тем чаще в качестве опоры для построения предложений используются их знания и опыт, а так же прочитанный текст. Для расширения содержательного наполнения фразы можно предлагать школьникам тему или ситуацию, которая и станет основой предметного плана предложения. Можно в качестве задания на дом попросить учеников выбрать предложения из газет, художественных произведений, телепередач и др.. Использование в речи предложений различных конструкций облегчит учащимся усвоение грамматических сведений по той или иной программной схеме.

Упражнения для отработки лексико-грамматического наполнения предложений:

1. Чтение предложения с правильным интонационным оформлением его конца, определение количества предложений в хорошо интонированной речи учителя.( Эти задания необходимы, чтобы ученики почувствовали, как сплошной речевой поток делится на законченные части, и научились фиксировать количество услышанных им предложений в в идее схем. )

Например: Учитель произносит Наступила поздняя осень. Птицы давно улетели. Деревья стоят голые. Учащиеся, по мере произнесения учителям каждого предложения на партах выкладывают три схемы.

2. Выбор по заданию учителя предложений из текста учебника по чтению, по русскому языку( найди предложение о яблоке, о Лене и т.д.)

3. Ответы на вопросы, связанные с деятельностью детей, с впечатлениями, полученными от экскурсии, с рассматриванием картин, с игрой)

4. Составление предложений по схемам. Схемы могут быть представлены в виде:

а) Карточе с изображениями предметов, с условными обозначениями и некоторыми исходным данными –вопросами или словами.

РЫЖАЯ КОШКА СИДИТ НА ОКНЕ.

Карточки: 1-какая?, 2-карт. Кошки,3.обозначение стрелки,4-на,5-карт.окна)

Б) отдельных полосок и темы, например о ветерке. ( Легкий ветерок пролетел над деревьями)

В) Рисунков ( витя идет в школу)

Карточки: 1.карт. мальчика, 2-стрелка( в сторону след. Карт.), 3-карт. Школы.

С помощью карточек( если убрать одну из них) можно:

1)наглядно показать учащимся нарушение предметного плана предложения, появление так называемых смысловых скважин, или дыр,, которые искажают содержание предложения;

2)убедить детей, что пропуск карточки с маленьким словом ( предлогом) также елает предложение непонятным;

3)Продемонстрировать как расширяется, уточняется смысл предложения, если в схему вводится новая карточка-слово

5. Замена слов в предложении в зависимости от изменения демонстрационного материала ( смена действующего лица,характера, действия, предмета, на который направлено или с помощью которого осуществляется действие)

Например: Саша пишет…..( изображение мела, ручки, карандаша)

Надя кормит…(изображение кошки, собаки, курицы)

6. Заканчивание предложений по смыслу: Воробей громко…, Кошка жалобно…

7. Составление предложений из слов, которые даны в разбивку в нужной или начальной форме : Лена, в, идет, лес. Белая, ронять, береза, лист, свои.

8. Сопоставление предложений: Стриж прилетел. Стрижи….(прилетели). Школьники подарили цветы учительнице и….(учителю). Вера лепит гриб. Вера….гриб(вылепила).

Работая с детьми, при выполнении любого задания, учитель обращает внимание учеников на правильность грамматического оформления, на конкретность и нестандартность содержания, на точность интонирования.

На уроках развития устной речи детей учат пользоваться простыми распространенными предложениями, осуществляется работа над освоением более сложных синтаксических конструкций. В результате создается речевая основа для последующего изучения в старших классах некоторых теоретических сведений о сложных предложениях. ( Например: Знакомясь с темой « Поздравляем ветеранов», по программе Бгажноковой, ученики класса могут научиться строить сложное предложение с придаточным причины. Для этой цели , учителем, дается образец вопроса и ответа: Почему мы всегда помним ветеранов?- Мы помним ветеранов потому, что они защищали нашу Родину.) Опираясь на записанный образец, школьники отвечают на серию подобных вопросов- Почему 9 мая отмечается День Победы? Почему мы должны заботиться о ветеранах и т.д.

На уроках чтения также опережающее ( до знакомства на уроках грамматики) отрабатываются простые предложения. Достигается это посредством выборочного прочтения фразы или ее точного воспроизведения в ответ на вопрос учителя, а также в процессе пересказа, близкого к тексту.

Методические требования к работе над предложением:

1. Постоянно стимулировать познавательную и эмоциональную активность учащихся. Использовать для этой цели наглядные средства, игровые приемы, поощрение успехов ученика.

2. Работу не следует ограничивать материалами учебника. Целесообразно использовать тексты из газет, журналов, художественных произведений и т.д.

3. В процессе работы необходимо сочетать языковые упражнения с речевыми. Языковые-закрепляют знания о предложении, умение правильно его строить;речевые- подготавливают учащихся к самостоятельным высказываниям.

4. Работа должна быть всегда в центре внимания, на любом уроке русского языка, при изучении любой темы по грамматике.


Наши рекомендации