Методика изучения местоимений.

Изучаем только личные местоимения.(тк используются чаще).С 7 кл.

1.введение термина

2. лицо местоимений

3.число местоимений.

4. склонение и правописание местоимений ед и множ числа.

При введении понятие Мест. У учителя на доске записаны пары предложений.

1. Меня зовут НАТАША. Я учусь в 7 классе.

2. 2. Миша, возьми трубку. Ты взял ее?

3. 3. Коля занимается плаванием. Он хочет стать чемпионом.

4. Учитель задает вопросы, связанные с анализом предложений:

–о ком говорится в 1 предложении? ( о наташе)

– к какой части речи относится слово « наташа»?

- на какой вопрос отвечает сущ наташа?

-подчеркните одной чертой.

- прочитатйте 2 предл. Назовите слово, кот в нем выделено.

Вместо какого слова в первом предложении используется слово «Я»?

(наташа-сущ)

-подчеркните его.

-на какой вопрос отвечает? (кто?)

Запишите сверху. Если не знать, о ком говориться в 1 предл, можно ли понять из 2ого, оком идет речь? (нет)

Обобщение: т.о разбираются все пары предложений. Слова я ты он учитель выставляет на карточках отдельно. Учитель проводит обобщение по всем предложениям. «вспомните, что обозначает сущ? Вместо какой части речи используются слова я ты он? Части речи, кот используются вместо сущ-го называются МЕСТОИМЕНИЕМ.

Местоимение указывает на предмет но не называет его.

Для зактрепления учащимся предлагается подобрать к предложениям, записанным в левом столбике, подходящие по смыслу предл из 1 столбика.

Ребята, сходите в зоопарк.\согрело оно землю теплыми лучами.

Встало солнце над лесом.\ там вы увидите много интересного.

Зактепление: учаиеся находят местоимение в тексте, задают к ним вопросы. Вставляют

пропущепропущенные местоимения, ориентируясь на смысл всего предложения в целом.

Лицо местоимений.

Учитель задает вопрос конкретному ученику. На какой улице ты живешь? (ответ должен быть полным). Прослушав ответ, учитель просит детей назвать местоимение, кот было использовано в ответе. « в каком городе вы живете?» после ответа просит назвать метоимение, кот было использовано в ответе. О ком мы говорим, когда используем эти местоимения? ( о себе)

Когжа мы говорим о себе, мы используем местоимения 1 лица .)- выставляет карточки на доску

1 лицо Я, Мы

По такой же схеме задаются вопросы ко 2 и 3 лицу, карточки вывешиваются на доску.

Закрепление: найти подчеркнуть местоимения, определить их лицо. Вставить пропущенное М по смыслу. Составить предложения.

Число местоимений.

Учащимся предлагается вспомнить, назвать и записать в 2 столбика мест 1 2 3 лица. Учитель предлагает детям подобрать к местоимениям, записанным в 1 столбике гл. решать.

Действия скольких предметов обозначают глаголы в левом столбике ?(однрого) какие местоимения указывают на 1 предмет? Я ты он. И это местоимения ед.числа!( так же про 2 столбик)

Закрепление: определить число местоимений, заменить местоимения 1 лица, ед числа на мест 3 лица ед числа.

Склонение и правописание местоимений.

Сначала изучают скл.1, затем 2 и 3 лица. Снач ед числа, затем мн.числа.

Текст, в кот выделены сущ. в разных предложениях. и мест, кот используется вместо этого сущ. еще выд слово, от него нужно задать вопрос к сущ и мест.

Я- ветер гуляю где хочу. Гуляю кто? Ветер, я

Характер у меня, у ветра переменчивый

Нравится мне, ветру побуянить.

Анализ:Что происходит с сущ? (изм по вопросам-падежам).вспомнили падежи. Изменяется ли мест по вопросам? (да) это тоже наз склонением мест. по падежам.

Закрепление: задание на склонение ед и мн числа одновременно. Для этого предлагается вставить пропущ местоименгие, опред падеж, изменить мест в предл, поставить его в нужном падеже. Ответить на вопрос, используя мест мн и ед числа в нужном падеже.

При изуч 2 лица обр. внимание что мест ВЫ можно употр к 1 лицу и тогда оно пишется с большой буквы.

3 лицо-обр вн что можно опред род.

Глагол

Глагол

При изуч. начинаем с определения понятия.

В 5 кл. ученики выделяют в текст глаг.,обозначающие движение, состояние людей(улыбаться), их труд.деят-ть(пилить), речевую(говорить), мыслительную(рассуждать).в 6 кл -глаг. В переносном значении(солнце улыбается).

В 7 кл. цвет(зеленеть)и звучание(мычать)

8 кл.-использование однокоренных слов с различ. приставками(рассказать,пересказать)

в старших классах надо обогащать слов.запас за счет глаг.,которые обозначают не только перевижения,но и сложные действия предмета.

После знакомства с понятием «глагол» приступаем к изучению грамматич. Признаков: изменяется по временам,числам, родам(прошедшее.вр), лицам, спряжение(изменение по числам и лицам у глаг.Наст. и Будущ. вр.),и имеет неопределен.форму.

изменение по врем.

Учитель предлагает 3 группы вопросов,которые записаны в столбики.(что делает/ют , что делал/ли, что будет/ут делать)

предлагается прочитть предлоджения ,найти глаг. и объяснить,обозначает этот глаг. Действие,которое происходит в момент речи, до этого или после.

Оля смотрит в окно

-когда происходит действие? Зададим вопрос: оля что делает? Значит в какой столбик запишем глагол?

Ребята гуляют во дворе.

-назовем глаг., действие в момент речи?значит в какой столбик?

Затем сообщается,что глаг.,который обознач. Действие, происходящее в момент речи, который отвечает на вопрос что делает/ют- это глаг. наст. вр.

Также с прош. и будущ.вр.

Изменен.глаг по лицам

изучение связано с повторением местоимения. для этого учитель предлагает детям записать в 2 столбика местоимения

ед.ч. мн.ч.

1 лицо. Я (рисую) мы(рисуем)

2 л. ты вы

3л. он,она,оно они

учитель предлагает подобрать к каждому местоим. глагол рисовать.для этого следует задать вопросот местоим к глаг.

выделяем окончания и спрашиваем ,почему изменяется глагол(т.к. Задаем разные вопросы,т.к. Разные местоим.)

затем учитель говорит,что местоим. изменяется по лицам и для того,чтобы определить лицо глаг. надо либо определить лицо местоим.,которое к нему относится , либо подставить к глаголу местоим. и по нему определить лицо.

Обращаем внимание на вопросы глагола каждого лица,т.к. Потом ученики должны будут определяить лицо не тролько по местоим. ,но и по вопросу, на который отвечает глаг.

также обращаем внимание на правописание вопросов и окончаний глаголов во 2. ед.ч.- после

ш-ь., а к окончаниям глагл. В 3.л. Могут прибавляться -ся-сь.

В 8 кл- изменение наст. И будущ.вр. По лицам и числам-спряжение

при ознакомлении учитель предлагает детям изменить гагол по лицам и числам.

сначала поставить в наст. вр. ,затем в будущ.вр.

Ед.ч мн.ч.

1 л. что делаю сижу что делаем сидим

2л. что делаешь сидишь что делаете сидите

3л. что делает сидит что делают сидят

выясняется, почему разные окончания(т.к. Разные вопросы)вводится термин-спряжение.

Смотрим, что окончание отличаются гласной,подчеркиваем ее.

После упражнений в спряжении, знакомство с 1 и 2 спряж.

Необходимо показать, чтобы не ошибиться в написании окончания-надо знать какому спряж. Относится глагол.

1 спряж. 2 спряж

уть, еть, ать, оть,ыть, ить

ешь, ем, ете, ут,ют ишь,ит,им,ите,ат,ят

безударн. и ударная окончание глагола одного спряжения пишется единообразно.

Для этого учим детей рассуждать ,использ. Алгоритм: мы рисуЕм

1.поставить ударение,если безударное окончание ,то

2поставить в неопределен. Форму-рисовать

3.ать- 1 спряжение

4.значит пишем Е.


Наши рекомендации