Методика формирования выразительного чтения

выразительное чтение - это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

1.Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в 1-м классе — для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

2.Хоровое чтение — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя (используем четверостишия с физкультминуток)

3.Подражание образцу выразительного чтения

4.Чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя и сложны, но эффективны, так как школьники вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.(при этом учим детей ориентироваться в тексте,обращаем внимание,что есть слова автора!)

5.упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств. (работа над логическим ударением,выделения голосом отдельных слов)

Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декламации для выступлений перед родителями, учениками других классов создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью.


9 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ.

Сказка — наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность хар-ров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже уч-ся спец. школы. В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной устной речи. Ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания.

В книгах для чтения в спец. школе представлены все виды сказок: бытовые («Чья помощь лучше» — 2-й класс, «Мужик и царь» — 7-й класс), волшебные («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина — 4-й класс, «Снежная королева» Х.К. Андерсена — 6-й класс), сказки о животных («Лиса и Журавль» — 3-й класс, «Журавль и Цапля» — 7-й класс). В книги для чтения включены не только русские, но и сказки других народов РФ и народов мира. Кроме народных сказок дети знакомятся с литературными сказками. (сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, К.Г.Паустовского, А.М.Горького, С.Я.Маршака и др.)

Несмотря на доступность жанра, уч-ся спец. школы встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок: часть УО первоклассников воспринимают сказку только эмоционально, выражают свое отношение к содержанию возгласами, репликами, но отказываются от пересказа и даже от ответов на вопросы. Сосредоточиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев.

Для того чтобы облегчить ученикам спец. школы понимание сказок, предлагаются след.рекомендации к её изучению: 1) При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно-практическую деят-ть детей (в младших классах) или проводить соответствующую беседу (в старших классах), так, чтобы уч-ся могли правильно воспринять самих героев и их действия.

2) Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом диафильма или видеофильма, иллюстраций в книге или аппликаций в coчетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета.

3) Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, ее не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведет как бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующими жестами и мимикой.

В отличие от стихотворения сказка может быть прослушана в граммофонной или магнитофонной записи. В любом случае нужно создать тот настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает им проникнуться переживаниями героев.

4) Анализ сказки следует проводить без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то — правдой жизни. Иначе сказка перестает быть сказкой, пропадает ее очарование. В связи с данным положением вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом деле.

И только в конце работы над сказкой возможны перенос основной идеи на сходные ситуации из реальной жизни.

5) Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой работе, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали ее, обратив при этом внимание на хар-р действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях. Если у детей не получается, учитель дает образец чтения.

6) Школьники должны быть хорошо подготовлены к пересказу сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная — отдельными частями по заданию учителя или по выбору самих детей.

При обучении пересказу в младших классах эффективно использовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диа- или видеофильм, каждый кадр которого теперь озвучивается детьми. Нежелательно слушать одного рассказчика. Это всегда утомляет детей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется кол-вом эпизодов сказки, картинок, кадров фильма. Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.

В старших классах кроме картинного плана может использоваться и словесный. Сказки хорошо делятся на части, легко озаглавливаются. Для того чтобы ученики не забыли те специфические слова, которые употреблены в сказке и которые детям следует использовать при пересказе, их записывают на доске в соответствии с каждым пунктом плана.

Анализ сказки должен подвести уч-ся к выделению главной мысли, идеи сказки. В волшебных сказках идея выделяется достаточно легко, так как в них всегда добро побеждает зло, любые пороки людей наказываются. Труднее определяется идея сказок о животных, поскольку в них часто один порок побеждает другой: например, хитрость побеждает глупость и излишнюю доверчивость. Определяя главную мысль сказок о животных, полезно детей знакомить с пословицами, которые кратко повторяют ту же мысль, сформулированную детьми вместе с учителем.

Наши рекомендации