Вопрос 11.Семья как фактор социализации личности и объект соц-пед. деят-ти. Социально-педагогическое сопровождение этапов воспитания детей в семье. Формы социально-педагогической помощи семье.
Семья– важнейший фактор соц-ции чел-ка, персональная сфера жизни и развития детей, подростков, взр-х, ее качество определяется структурой семьи (большая-нуклеарная; полная-неполная; бездетная, мало–многодет-я); образ-м уровнем членов семьи, их участием в жизни общ-ва; имуществ.характерист-ми и занятостью на работе; условиями прожив, образом жизни. Соц-я в семье осуществл-ся благодаря неосознаваемому некритич. восприятию норм и ценностей семьи, и самореализации в ней в пределах и формах, котор. обусловлены её культурным уровнем,соц.положением, атмосферой.
На каждом возрастном этапе выделяются типичные опасности, столкновение с которыми наиболее вероятно.
В период внутриутробного развития плода: нездоровые родители, их пьянство, беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоцион. и психич. состояние; медицинские ошибки; экологическая среда.
В дошкольном возр. (0– 6 лет): болезни и физ. травмы; эмоц. тупость, аморальность родителей, игнорирование реб-ка, его заброшенность, нищета; антигуманность работников дет.учреждений; отвержение сверстниками.
В мл. школ. возр (6–10л): аморальность, пьянство род-лей, отчим(мачеха);нищета; гипо–, гиперопека; плохо развитая речь,неготовность к обуч-ю;негатив.отношение учителя,сверстн-в;физ.травмы,дефекты,потеря род-лей, изнасилование.
В подростковом возрасте (11 – 14 лет): пьянство, аморальность род-й; нищета; гипо– или гиперопека; ошибки уч-лей и род-й; курение, токсикомания; изнасил-е, одиноч-во; физ.травмы, дефекты; частые переезды, развод род-й.
В ранней юности (15–17): антисоц-я семья, нищета; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; изнасил-е; потеря жизн. перспективы, непонимание окруж-ми, одиноч-во; противоречия м/у идеальн. и реальными установками.
В юношеском возр. (18–23): пьянство, нарком-я, прост-я; нищета, безработица; изнасил-е, сексуальные неудачи, стрессы; од-во; разрыв м/у уровнем притязаний и соц.статусом, служба в армии; невозможно продолжать образ-е.
Основные функции соц.педагога в работе с семьёй:диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);пси-пед. просвещение род-лей;поддержка семей в защите прав, свобод, соц.гарантий;профилактика девиантного поведения;оказание нуждающимся семьям материальн,пси помощи; обеспеч культурно-досуговой, спортивно-оздоровит деят-ти.Соц п-г работает совместно с различными соц.службами, организациями, учрежд-ми: службой соц. помощи населению: выявление семей группы риска и оказание им содействия и поддержки, организация семейных консультаций, служб знакомств, семейного просвещения и самообразования и т.д.;службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким и инвалидам;службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров сем-го досуга, семейных клубов, клубов молодых семей; службой социальной профилактики отклоняющегося поведения- предупреждение преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и др. асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог.
1. Педагогическаяиспользуется при недостатке компетентности родителей. Субъект жалобы - ребенок. Вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу.Включает помощь в обучении (направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование пед. культуры родителей) и помощь в воспит. (с род-ми – путем консультир-я, с реб-ком посредством создания спец. воспитывающих ситуаций). Ошибки в воспит: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспит-я; чрезмерная строгость, физ. наказания и др.
2. Социальная модель используется, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
3. Психологическаяиспользуется, когда причины трудностей реб-ка в области общения, личностных особенностях членов семьи. Предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.Включает соц-пси поддержку (создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса) и коррекцию межличностных отношений, если в семье пси насилие над реб-ком, приводящее к нарушению его нервно-психич-го и физич. состояния.
4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей спец-х знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении.
5. Медицинская- в основе семейных трудностей - болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
6. Посредническая: помощь в организации семейного досуга, активизация служб по совместному разрешению проблем конкретного реб-ка и информирование по вопросам соц.защиты.
Формы работы соц.п-га с семьей разнообразны. Выбор зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении.
Семья в системе соц.защиты.К наст.времени в РФ сложились следующ.формы гос помощи семьям, имеющим детей:
-Денежные выплаты на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
-Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и др. льготы семьям с детьми, родителям и детям;
-Бесплатная выдача детям дет.питания, лекарств, одежды и обуви, питания беременным женщинам;
-Соц. обслуживание семьи (оказание конкретной психологич-й, юридич., педагогич помощи, консультирование)
Законы:«О гос. пособиях гражданам, имеющим детей».«О порядке и назначение ежемесячных компенсаций женщинам, имеющих детей до 3-х лет, уволенными в связи с ликвидацией предприятий». «О гос. системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, защите их прав». Применяетсяпрограммно-целевой метод «Дети России», в него вошли программы «Дети–инвалиды», «Д–сироты»,«Развитие индустрии дет.питания».Во многих субъектах РФ разработаны конкретные программы соц. помощи семьям. В кург.обл: льготная ипотека для молодых и многодет семей, компенсация на погашение ипотеч кредита при рожд., выделение бесплатных участков земли многодет, пособия вставшим на учет по беременности до 12 нед, пособие на реб. до 18 л. малообеспеч, пособие на реб. до 3 л.,бесплатный проезд в обществ. транспорте, обеспечение билетами в театр, культурно-мас.Меропр,льготы при предоставл путевок в д.сад детям из многодетных малообеспеч, единовр выплаты при рожд (усыновл) 3ребенка.
Вопрос 12.Детство как социально-правовой феномен современного российского общества. Законы, нормативные акты в области защиты прав детей. Государственная соц. политика защиты детей в России. Пути и направления реализации Конвенции «О правах ребенка». Соц. политика в области охраны материнства и детства в РФ.
ДЕТСТВО – социально-биологический феномен, период жизни чел-ка от рождения до 18 лет, когда начинается и продолжается развитие и формирование важнейших функций организма, в процессе которого происходит процесс социализации, формирование личности (активное усвоение ЗУН, норм и ценностей, соц.опыта и ролей).
Детство в современной России как социальный феномен и его структура. По данным официальн. статистики, в РФ 38,8млн. детей (26,2% общей численности населения). Различают 3возрастные группы детства: младенческий возраст (от 0 до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7); школьный (от 7до 17 лет). Особо выделяется подростковый (12-15). Эта градация отражала раньше реальное соц. положение детей в обществе и в семье, возрастные черты поведения, мышления, сознания реб-ка, психологич-е и биологич-е особенности социализации. Сегодня соц.структура детства качественно изменилась. Изменились материальные возможности семей,особенно многодетных. Появилось социальное сиротство – сироты при живых родителях,их около 60000 (2003г.). Детей-беспризорников около 2 млн.
ПРАВА РЕБЕНКА – права и свободы, которыми должен обладать каждый реб-к вне зависимости от расы, пола, языка, места рожд-я, национ-го или соц-го происхожд-я, имущественного, сословного положения и др. Определение прав реб-ка в Всеобщей декларации прав чел-ка: «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь».
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье. Задача взрослых – помочь подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать условия для нормального физического и интеллектуального развития. Права ребенка выделены в особую категорию. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Основным принципом защиты прав детей в ней является признание приоритета их интересов. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
В соответствии с принципами конвенции ребенок имеет право:
1. На жизнь и здоровое развитие.
2. На сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. На свободу личности, мысли, совести и религии. Свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. На защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного, грубого обращения со стороны родителей, законных опекунов, другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения: на особую защиту и помощь, предоставляемые госуд-вом.
6. На уровень жизни, необходимый для его физич-го, умственного, духовного, нравственного и соц-го развития. Неполноценный в умств. или физ. отношении реб-к должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют уверенности в себе, облегчают участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
8. На образ-е, кот.д.б. направлено на развитие личности, талантов, умств-х и физ. способностей в полном объеме.
9.Пользоваться родным языком, исповедовать религию родителей, даже если они в гос-ве мало распространены.
10. На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11. На защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физич-му, умств-му, духовному, моральному и соц. развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или др. жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство обращениям или наказаниям; не был лишен свободы незаконно или произвольно; каждый лишенный свободы реб-к имел право на незамедлительный доступ к правовой и др. помощи.
14. Государства обязуются бороться с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15. Гос-ва обязуются уважать и соблюдать нормы междунар-го гуманитарного права в отнош. детей, попавших в зону вооруж-го конфликта. Делают все, чтобы лица <15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Признавая реб-ка самостоятельным субъектом права, К-я ставит перед гос-ми задачу подготовки его к самостоят-й жизни в обществе, воспит-я его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».
В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала принципы, К-я установила минимальные нормы в области морали и права. Они обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими К-ю. К-я- первый междунар-й докум-т, в котором наиболее полно изложены права детей: не только экономические, соц. и культурные, но гражданские, политические. ВК-и впервые права детей приобрели силу международного права.
Сегодня в РФ права детей регулируются следующими основными законами: Конституция РФ, Семейный кодекс, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, ФЗ об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Закон о дополнительных гарантиях соц защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), их цель – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Н-р, «Дети России», включает в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии дет.питания», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие соц. обслуживания семьи и детей», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».