Неуспеваемость может быть общей и специфической.
Общая неуспеваемость связана с низкими показателями психической активности: отсутствие любознательности, интеллектуальной активности, низким уровнем притязаний в отдельных областях умственной деятельности, инертностью нервно-психических процессов, неумением рационально планировать умственную деятельность, неспособностью к самоконтролю, самоорганизации.
Специфическая неуспеваемость связана с проблемами в усвоении конкретной области умственной деятельности.
По мнению Подласого среди причин, влекущих отставание детей в школе, значение имеют факторы органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения. Среди них: неблагоприятная наследственность, нарушения нервной деятельности, общая неспособность к интеллектуальному труду, физическая ослабленность, педагогическая запущенность, недостаточное развитие речи, школьная незрелость, познавательная пассивность и безразличие, боязнь школы, инфантилизм, недостаточная сформированность элементарных умений – навыков чтения, письма, счета.
Одной из причин неуспеваемости является неправильное семейное воспитание. Среди причин недостаточного развития - социальная запущенность, депривация.
Среди субъективных причин школьной неуспеваемости Подласый называет:
* недостаточную готовность ребенка к школьному обучению – отсутствие нужных знаний, умений, привычек;
* неверие ученика в собственные силы, синдром неудачника; повышенный комформизм – подчинение ученика нормам класса, группы, а не своим собственным стремлениям;
* оценку достижений не по реальному продвижению в учебе, а по успеваемости сравнительно с лучшими учениками класса;
* средний, общий подход к оценке успеваемости, который не позволяет правильно оценить потенциальные возможности каждого ребенка;
* сложность учета потребностей и возможностей всех детей класса;
* отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей;
* настроенность классного руководителя на определенную методику проведения урока, которая может не отвечать потребностям многих детей;
* неспособность многих педагогов к мобильной перестройке в зависимости от возникающих ситуаций.
Подласы (2002) выделяет следующие группы отстающих:
- недостаточно развитые для школы;
- функционально не созревшие;
- ослабленные дети;
- системно отстающие;
- нестандартные (исключительные) дети;
- депривированные семьей и школой;
- педагогически запущенные.
№ 30 Понятие «девиантное поведение». Типы девиантного поведения детей, их классификация. Содержание профилактической работы.
Девиантное поведение – отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.
Девиантное поведение включает, по меньшей мере, три основные компонента:
* человека, которому свойственен этот тип поведения;
* норму или ожидание общества, являющиеся критерием оценки поведения с точки зрения девиации;
* некий орган, учреждение или личность, реагирующие на данное поведение, принимающие решение, нормально или девиантно то или иное поведение, и определяющие санкции.
Алкоголизм – это форма девиантного поведения, характеризующаяся развитием патологического влечения к алкоголю, психологической и физиологической зависимостью от него.
Наркомания – это патологическое влечение к употреблению ряда наркотических средств.
Токсикомания – патологическое влечение к систематическом употреблению препаратов, не включенных в список наркотиков, но вызывающих изменения сознания.
Выделяют 4 варианта отклоняющегося поведения:
1. Отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм (поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии).
2. Нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, жестокость, кот. могут привести к правонарушениям).
3. Правонарушения (поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства).
4. Отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями (у невротиков, у психически больных людей).
В других классификациях (Беличева 1993) критерием выделения типов девиантного поведения являются неблагоприятные условия социального развития, а само девиантное поведение характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:
* отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, токсические и наркотические средства, суицид);
* отклонения корыстной направленности проявляются в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);
* отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений).