Неуспеваемость может быть общей и специфической.

Общая неуспеваемость связана с низкими показателями психической активности: отсутствие любознательности, интеллектуальной активности, низким уровнем притязаний в отдельных областях умственной деятельности, инертностью нервно-психических процессов, неумением рационально планировать умственную деятельность, неспособностью к самоконтролю, самоорганизации.

Специфическая неуспеваемость связана с проблемами в усвоении конкретной области умственной деятельности.

По мнению Подласого среди причин, влекущих отставание детей в школе, значение имеют факторы органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения. Среди них: неблагоприятная наследственность, нарушения нервной деятельности, общая неспособность к интеллектуальному труду, физическая ослабленность, педагогическая запущенность, недостаточное развитие речи, школьная незрелость, познавательная пассивность и безразличие, боязнь школы, инфантилизм, недостаточная сформированность элементарных умений – навыков чтения, письма, счета.

Одной из причин неуспеваемости является неправильное семейное воспитание. Среди причин недостаточного развития - социальная запущенность, депривация.

Среди субъективных причин школьной неуспеваемости Подласый называет:

* недостаточную готовность ребенка к школьному обучению – отсутствие нужных знаний, умений, привычек;

* неверие ученика в собственные силы, синдром неудачника; повышенный комформизм – подчинение ученика нормам класса, группы, а не своим собственным стремлениям;

* оценку достижений не по реальному продвижению в учебе, а по успеваемости сравнительно с лучшими учениками класса;

* средний, общий подход к оценке успеваемости, который не позволяет правильно оценить потенциальные возможности каждого ребенка;

* сложность учета потребностей и возможностей всех детей класса;

* отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей;

* настроенность классного руководителя на определенную методику проведения урока, которая может не отвечать потребностям многих детей;

* неспособность многих педагогов к мобильной перестройке в зависимости от возникающих ситуаций.

Подласы (2002) выделяет следующие группы отстающих:

- недостаточно развитые для школы;

- функционально не созревшие;

- ослабленные дети;

- системно отстающие;

- нестандартные (исключительные) дети;

- депривированные семьей и школой;

- педагогически запущенные.




№ 30 Понятие «девиантное поведение». Типы девиантного поведения детей, их классификация. Содержание профилактической работы.

Девиантное поведение – отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.

Девиантное поведение включает, по меньшей мере, три основные компонента:

* человека, которому свойственен этот тип поведения;

* норму или ожидание общества, являющиеся критерием оценки поведения с точки зрения девиации;

* некий орган, учреждение или личность, реагирующие на данное поведение, принимающие решение, нормально или девиантно то или иное поведение, и определяющие санкции.

Алкоголизм – это форма девиантного поведения, характеризующаяся развитием патологического влечения к алкоголю, психологической и физиологической зависимостью от него.

Наркомания – это патологическое влечение к употреблению ряда наркотических средств.

Токсикомания – патологическое влечение к систематическом употреблению препаратов, не включенных в список наркотиков, но вызывающих изменения сознания.

Выделяют 4 варианта отклоняющегося поведения:

1. Отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм (поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии).

2. Нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, жестокость, кот. могут привести к правонарушениям).

3. Правонарушения (поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства).

4. Отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями (у невротиков, у психически больных людей).

В других классификациях (Беличева 1993) критерием выделения типов девиантного поведения являются неблагоприятные условия социального развития, а само девиантное поведение характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

* отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, токсические и наркотические средства, суицид);

* отклонения корыстной направленности проявляются в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

* отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений).

Наши рекомендации