Пестолоцци разработал методические указания к программе начального обучения, создал теорию элементарного обучения.

Элементарное обучение: умение измерять, считать; развитие речи ребенка.

Б) Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841гг)

Основные труды: «Общая педагогика, выделенная из цели воспитания», «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике».

Герборт ввел понятие воспитывающего обучения.

Задачи воспитывающего обучения:

* стимуляция стремления к наблюдению и размышлению;

* развитие восприятия прекрасного;

* воспитание симпатии к людям, чувства общественности;

* формирование религиозного мировоззрения.

В) Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1866 гг)

Основные труды: «Руководство к образованию немецких учителей», «Воспитывающее обучение – обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «О самосознании учителя», «Об учительском образовании», «О высшем принципе воспитания» и др.

Основные положения педагогической теории:

* воспитание должно быть общечеловеческим;

* необходимо развивать человека в ребенке, развивать его самодеятельность;

* природосообразность воспитания;

* самодеятельность;

* культурососбразность;

* учет возрастных особенностей ребенка;

* обучение должно быть развивающим.

Три ступени в развитии человека:

- ступень чувств;

- ступень памяти;

- ступень ума.

Задача школы – воспитание гуманных и сознательных граждан. Дистерверг разделял идеи общечеловеческого воспитания.

Дидактические взгляды:

* идея развивающего воспитывающего обучения;

* прочность усвоения знаний;

* глубокое понимание предмета как условие его усвоения;

* постепенность и последовательность усвоения знаний;

* своевременность повторения трудных мест;

* заучивание только существенного;

* наглядность обучения и др.

№ 28 Коррекционная педагогика в системе наук о человеке.

Коррекционная педагогика как научное понятие в современной педагогической науке является преемницей дефектологии, которая изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей. Аномалия (греч. – неправильный), закономерности их обучения и воспитания определяла условия способствующие преодолению имеющихся у них дефектов в умственном и физическом развитии.

В состав дефектологии входят:

- сурдопедагогика и сурдопсихология;

- тифлопедагогика и тифлопсихология,

- олигофренопедагогика и олигофренопсихология;

- логопедия и психология речевых нарушений;

- отрасли специальной педагогики и психологии, изучающие нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, а также множественные комбинированные нарушения (например, слепоглухонемота и др.).

Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социуме.

Объектом коррекционной педагогики принято считать собственно психические и физические нарушения, а не их носителя.

Предметом коррекционной педагогики являются следующие позиции:

1. дифференциация обучения и воспитания с недостатком в развитии и отклонениями в поведении;

2. определение результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.

Задачи стоящие перед коррекционной педагогикой:

1) определить сущность недостатков в развитии и отклонения в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления;

2) изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми недостатками в психофизиологическом развитии и девиации в поведении.

3) выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;

4) разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;

5) провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы;

6) определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;

7) создать необходимую учебно-методическую базу для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.




№29 Проблемы школьной неуспеваемости и ее причины

Неуспевающий ребенок — это ребенок, кот. не может продемонст­рировать уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения опе­раций, которые показывают обучающиеся с ним рядом дети. Специальные обследования интеллекта отстающих в учебе детей свидетельствуют, что по основным интеллектуальным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. По данным некоторых исследований, до 80% детей выпадают из поня­тия нормы. Они нестандартные, исключительные, с отклонениями в раз­витии, с отклонениями в поведении, мышлении и работоспособности. Среди неуспевающих школьников немало детей, чьё общее развитие превышает установленную норму. Задача коррекц. педагогики — тщательно изучать не только поведение ребенка, но и его способности, умение общаться, не­стандартно думать, отвечать.Типы отклонений:1) общее отставание в учении;2) специфическое отставание (по языку или математике);3) отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности. Таким образом, неуспеваемость может быть общей и специфической. Общая неуспеваемость связана с низкими показателями психической активности. Специфическая связана с проблемами в усвоении кон­кретной области умственной деятельности. Причины влекущие отставание детей в школе: неблагоприятная наслед­ственность; нарушения нервной деятельности; общая неспособность к ин­тел. труду; физ. ослабленность; неподготовленность к систематическому учебному труду; шк. незрелость; пед. запущенность; недостаточное развитие речи; недостаточная сформированность элементарных умений — навыков чтения, письма, счета; познава­тельная пассивность и безразличие; боязнь школы, учителей. Одной из причин неуспеваемости является неправильное семейное воспитание. Школьный невроз — одна из главных причин отставания в учебе, рожденная школой. Немаловажное значение при обучении имеет такой недостаток, как ин­фантилизм, т. е. детскость, незрелость ребенка.Субъективные причины шк. неуспеваемости: недостаточную готовность ребенка к школьному обучению; неверие ученика в собственные силы; средний, общий подход к оценке успеваемости, который не позволяет правильно оценить потенциальные возможности каждого ребенка; сложность учета потребностей всех детей класса; отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей; настроенность классного руководителя на определенную методику проведения урока, которая может не отвечать потребностям многих детей; неспособность многих педагогов к мобильной перестройке в зависи­мости от возникающих ситуаций.

№ 29 Проблема школьной неуспеваемости и ее причины.

Неуспевающий ребенок – это ребенок, который не может продемонстрировать уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, которые показывают обучающиеся с ним рядом дети.

Типы отклонений в учебной деятельности:

1. общее отставание в учении;

2. специфическое отставание (по языку или математике);

3. отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности.

Наши рекомендации