Пестолоцци разработал методические указания к программе начального обучения, создал теорию элементарного обучения.
Элементарное обучение: умение измерять, считать; развитие речи ребенка.
Б) Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841гг)
Основные труды: «Общая педагогика, выделенная из цели воспитания», «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике».
Герборт ввел понятие воспитывающего обучения.
Задачи воспитывающего обучения:
* стимуляция стремления к наблюдению и размышлению;
* развитие восприятия прекрасного;
* воспитание симпатии к людям, чувства общественности;
* формирование религиозного мировоззрения.
В) Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1866 гг)
Основные труды: «Руководство к образованию немецких учителей», «Воспитывающее обучение – обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «О самосознании учителя», «Об учительском образовании», «О высшем принципе воспитания» и др.
Основные положения педагогической теории:
* воспитание должно быть общечеловеческим;
* необходимо развивать человека в ребенке, развивать его самодеятельность;
* природосообразность воспитания;
* самодеятельность;
* культурососбразность;
* учет возрастных особенностей ребенка;
* обучение должно быть развивающим.
Три ступени в развитии человека:
- ступень чувств;
- ступень памяти;
- ступень ума.
Задача школы – воспитание гуманных и сознательных граждан. Дистерверг разделял идеи общечеловеческого воспитания.
Дидактические взгляды:
* идея развивающего воспитывающего обучения;
* прочность усвоения знаний;
* глубокое понимание предмета как условие его усвоения;
* постепенность и последовательность усвоения знаний;
* своевременность повторения трудных мест;
* заучивание только существенного;
* наглядность обучения и др.
№ 28 Коррекционная педагогика в системе наук о человеке.
Коррекционная педагогика как научное понятие в современной педагогической науке является преемницей дефектологии, которая изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей. Аномалия (греч. – неправильный), закономерности их обучения и воспитания определяла условия способствующие преодолению имеющихся у них дефектов в умственном и физическом развитии.
В состав дефектологии входят:
- сурдопедагогика и сурдопсихология;
- тифлопедагогика и тифлопсихология,
- олигофренопедагогика и олигофренопсихология;
- логопедия и психология речевых нарушений;
- отрасли специальной педагогики и психологии, изучающие нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, а также множественные комбинированные нарушения (например, слепоглухонемота и др.).
Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социуме.
Объектом коррекционной педагогики принято считать собственно психические и физические нарушения, а не их носителя.
Предметом коррекционной педагогики являются следующие позиции:
1. дифференциация обучения и воспитания с недостатком в развитии и отклонениями в поведении;
2. определение результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Задачи стоящие перед коррекционной педагогикой:
1) определить сущность недостатков в развитии и отклонения в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления;
2) изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми недостатками в психофизиологическом развитии и девиации в поведении.
3) выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;
4) разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;
5) провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы;
6) определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;
7) создать необходимую учебно-методическую базу для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
№29 Проблемы школьной неуспеваемости и ее причины
Неуспевающий ребенок — это ребенок, кот. не может продемонстрировать уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, которые показывают обучающиеся с ним рядом дети. Специальные обследования интеллекта отстающих в учебе детей свидетельствуют, что по основным интеллектуальным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. По данным некоторых исследований, до 80% детей выпадают из понятия нормы. Они нестандартные, исключительные, с отклонениями в развитии, с отклонениями в поведении, мышлении и работоспособности. Среди неуспевающих школьников немало детей, чьё общее развитие превышает установленную норму. Задача коррекц. педагогики — тщательно изучать не только поведение ребенка, но и его способности, умение общаться, нестандартно думать, отвечать.Типы отклонений:1) общее отставание в учении;2) специфическое отставание (по языку или математике);3) отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности. Таким образом, неуспеваемость может быть общей и специфической. Общая неуспеваемость связана с низкими показателями психической активности. Специфическая связана с проблемами в усвоении конкретной области умственной деятельности. Причины влекущие отставание детей в школе: неблагоприятная наследственность; нарушения нервной деятельности; общая неспособность к интел. труду; физ. ослабленность; неподготовленность к систематическому учебному труду; шк. незрелость; пед. запущенность; недостаточное развитие речи; недостаточная сформированность элементарных умений — навыков чтения, письма, счета; познавательная пассивность и безразличие; боязнь школы, учителей. Одной из причин неуспеваемости является неправильное семейное воспитание. Школьный невроз — одна из главных причин отставания в учебе, рожденная школой. Немаловажное значение при обучении имеет такой недостаток, как инфантилизм, т. е. детскость, незрелость ребенка.Субъективные причины шк. неуспеваемости: недостаточную готовность ребенка к школьному обучению; неверие ученика в собственные силы; средний, общий подход к оценке успеваемости, который не позволяет правильно оценить потенциальные возможности каждого ребенка; сложность учета потребностей всех детей класса; отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей; настроенность классного руководителя на определенную методику проведения урока, которая может не отвечать потребностям многих детей; неспособность многих педагогов к мобильной перестройке в зависимости от возникающих ситуаций.
№ 29 Проблема школьной неуспеваемости и ее причины.
Неуспевающий ребенок – это ребенок, который не может продемонстрировать уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, которые показывают обучающиеся с ним рядом дети.
Типы отклонений в учебной деятельности:
1. общее отставание в учении;
2. специфическое отставание (по языку или математике);
3. отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности.