Главный институт воспитания – семья.
Семья – социальный, воспитательный коллектив.
Функции: хозяйственно-экономические (ведение хозяйства); репродуктивный (рождение детей); воспитательная (условия развития личности); коммуникативная (взаимосвязь семьи с другими людьми); рекреативная (организация досуга и развлекательной деятельности).
Классификация семьи:
- по составу (однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети));
- по количеству детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные);
- по структуре (полные, неполные, внебрачные).
- по характеру взаимоотношений (благополучные, неблагополучные).
Семейное воспитание – это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи.
Задачи семейного воспитания:
1. воспитание настоящего гражданина;
2. воспитание хорошего работника;
3. воспитание хорошего семьянина.
Коллективные формы работы:
* педагогические лектории – с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания;
* университеты педагогических знаний – позволяют организовать практические занятия;
* научно-практические конференции – проводятся по наиболее актуальным проблемам и воспитания детей;
* родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями;
* родительские комитеты – участвуют в управлении образовательным учреждением.
Индивидуальные формы работы:
- педагогические консультации;
- посещение семей;
- педагогические поручения.
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.
Воспитательный коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни.
Коллектив объединяет учащихся на основе деловых и личных взаимоотношений.
Выделяют следующие функции коллектива:
- организационную;
- воспитательную;
- стимулирующую;
- нравственно-формирующую;
- личностно-развивающую.
Основными характерными признаками коллектива являются:
* общая социально-значимая цель;
* общая совместная деятельность для достижения познавательной цели общая организация этой деятельности;
* отношения ответственной зависимости (моральное единение);
* общий выборный руководящий орган;
* широкая система коллективный связей.
№19Теоретические основы создания и реализации пед. системы и технологий
Педагогическая технология воспитания— эта набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.
В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитания рассматривается в широком и в узком смысле.
В широком — как система последовательного развертывания пед. мышления и пед-кой деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком — как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации. В качестве основной Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь названа гуманистическая технология воспитания. В современной педагогике выделяют три уровня понятия «пед. технология». 1.Общепедагогическая технология, харак-щая целостный общевоспитательный процесс в данном регионе, учебном заведении.
2.Частнометодическая п. технология, т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного класса, учителя, авторской школы.
3.Локальная (модульная) пед. технология выступает как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспит. задач.
Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманисческая и личностно-ориентированная технологии, то целесообразно выделить их ключевые составляющие.
-Учет актуальных потребностей детей разного возраста (понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребностей, которая у него сложилась.)
♦ Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенке, верить в его силы и способности.
♦ Воспитание без принуждения, психического и физического носилия. Этика ненасилия — основа гуманизма. Процесс воспитания без принуждения проявляется в ненасилии над мышлением, в признании ребенка как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, права на собственное мнение, свою дорогу к истине
♦ Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок — высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы.
♦ Доверие к ребенку. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия; воспитатель выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.
♦ Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитатель своего процесса.
♦ Поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет
и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя.
♦ Прощение воспитаннику его ошибок, просчетов, неудач. Воспитанник
признать наказание как результат избавления от своих проступков.
♦Обращение ребенка к самому себе. Процесс жизнедеятельности должен строиться так, чтобы ребенок сам достигал поставленных целей.
♦ свобода творчество — основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.
Можно сделать вывод, что вышеперечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.
♦ Поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет
и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя.
♦ Прощение воспитаннику его ошибок, просчетов, неудач. Воспитанник
Можно сделать вывод, что вышеперечисленные составные элементы
являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут
и заложить фундамент для возникновения новых технологий.
№20 Технологии организации деятельности классного руководитель
Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Он является организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика.
Функции классного руководителя. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка.
Выделяют 3 уровня функций. 1-й уровень — педагогические и социальные функции, относ. к группе целевых: воспитание уч-ся, соц. 2-й уровень — соц. -психологические функции и прежде всего — организаторская. — поддержка положительной детской инициативы. 3-й уровень — управленческие функции, к которым относятся диагностическая, целеполагания, контроля и коррекции.
Права классного руководителя: получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, контролировать успеваемость каждого ученика, посещаемость учебных занятий, координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса, получать помощь от педколлектива школы, определять индивид. режим работы с детьми.
Обязанности классного руководителя: организация в классе учебно-воспитательного процесса оптимального для развития положительного потенциала личности, оказание помощи ученику в решении острых проблем, установление контакта с родителями и оказание им помощи в воспитании детей.
Формы работы классного руководителя с учащимися: по видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные), по способу влияния педагога (непосредственные и опосредованные), по времени проведения, по субъекту организации, по числу участников, групповые массовые.
Педагогическая деятельность-вид общ.-полезной деят. взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подросткового поколения к самостоятельной деят. в соответствии с с эконом., полит., нравств., целями.
Предмет пед. деят.- организация учеб. деят. обучающихся, направленная на усвоение или предмета, социокультурного опыта как основы развития.
Средства п.д: научные знания, текст и учебник, вспомогательные средства (конспект, схемы, таблицы)
Способы передачи соц. опыта: рассказ, беседа, лекция, показ демонстрация, встреча
Продукты п.д.: ЗУН и опыт
Структура п.д.: проектирующие умения, организаторские умения, коммуникатив. умения, исследовательские ум.
Структура (Сластенин) : диагностические умения, целеобразовательные , умения отбирать пед. средства, рефлексивные умения (умения анализировать результаты совместной деятельности.)
Функции п.д.: образовательная, воспитательная, развивающая
(Кузьмина)1) целеполагающая (развивающая, ориентационная, информационная, мобилизирующая) 2) организационно-структурные (организаторские, коммуникативные, конструктивные, гностическая(применение исследований, учет способностей))
Уровни пед.деят.
1. Минимальный(умения педагога пересказать то, что знает)
2. Низкий (умения приспособить свое сообщения к особенностям аудитории)
3. Средний (педагог имеет ЗУН, владеет материалом в отдельных разделах курса)
4. Высокий (владеет стратегией формирования навыков и умений)
5. Высший (средствами предмета формируют личность)
№ 21 Личностно-ориентированное обучение
Сущность личностно-ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных условий саморазвития индивидуальности, субъективности человека. В соответствии с современной социокультурной ситуацией, культурособразная цель современного педагогического процесса определяется как развитие человека-субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно-ориенированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей; его социальных свойств и свойств субъектов культуры.
Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. При личностно-ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Личностно-ориентированное обучение должно опираться на:
- уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;
- особенности психического склада личности;
- особенности характера темперамента.
Среди разнообразных технологий личностно-ориентированного обучения можно выделить:
* обучение в сотрудничестве;
* метод проектов;
* «Портфель ученика»;
* модульные технологии;
* технологии программированного обучения;
* игровые технологии и др.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться сообща, а не просто что-то выполнять вместе.
Варианты этого метода обучения:
1) обучение в команде – уделяет особое внимание «групповым целям и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы и постоянного взаимодействия с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению;
2) обучение в сотрудничестве «пила» - группы по 6 человек работают над учебным материалом, разбитым на фрагменты;
3) «учимся вместе» - класс делится на группы по 4-5 человек, каждая получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс;
4) исследовательская работа учащихся в группах – акцент делается на самостоятельную работу учащихся, организацию групповых дискуссий.
В результате применения личностно-ориентированного обучения удается воспитывать в учениках также полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические успехи оставляют желать лучшего.
№ 22 Характеристика дифференцированного обучения.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп, обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:
I) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Дифференциацию различают:
- по возрастному составу;
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические),
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления);
- по уровню здоровья (физкультурные группы).
Сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
№ 25 Педагогические взгляды Я. А. Коменского
Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала.
№ 25 Деятельность и педагогическая система Я.А.Коменского.
Основные педагогические труды:
- Великая дидактика;
- Материнская школа;
- Открытая дверь языков;
- Мир чувственных вещей в картинках.
Основные задачи воспитания:
- научное образование;
- добродетельность (или нравственность);
- религиозность.
Система школьного образования и возрастная периодизация:
1. От рождения до 6-ти лет – «материнская школа» (воспитание в семье под руководством матери). Основные задачи: развитие органов чувств, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и первоначальных ручных умений.
2. От 6-ти до 12-ти лет – «школа родного языка». Основные задачи: овладение знаниями об окружающем мире на родном языке через изучение географии, истории, арифметики и т.д.; ознакомление с ремёслами; религиозное воспитание.
3. От 12-ти до 18-ти лет – «латинская школа» или гимназия (для тех, кто проявил способность к науке). Основные задачи: изучение «семи свободных наук», математики, физики, природоведения, истории, этики, иностранных языков.
4. От 18-ти до 24 лет – академии. Основная задача: овладение пансофическими знаниями.
Требования к обучению и дидактические принципы:
* успешность обучения (учить вещам раньше слов; от простого к сложному);
* лёгкость обучения (обучение начинать в раннем возрасте; от более лёгкого к более трудному);
* основательность обучения (последующее основывается на предыдущем; материал должен быть взаимосвязан; закреплять изученное упражнениями);
* быстрота обучения (занятия в классе лучше вести одному преподавателю);
* наглядность обучения (усвоение знаний путём наблюдения за предметами и явлениями, используя чувственное восприятие);
* последовательность и систематичность обучения (все последующие знания в обучении необходимо основывать на предыдущих);
* прочность усвоения знаний (постоянное выполнение упражнений и повторение);
* самостоятельность и активность (раскрывать способности, понимать вещи, работать самостоятельно).
Педагогические идеи:
- урок как форма обучения;
- организация учебного года, школьной недели, расписания занятий;
-преподавание одного учителя в классе;
- обучение детей на родном языке;
- целенаправленное воспитание детей дошкольного возраста («материнская школа»);
- обучение всего юношества.
Ступени познания:
- чувственное познание;
- обобщение, абстракция, научное знание;
- осмысление, проверка практикой, мудрость.
Принцип природособразности – природа едина, в ней гармония и порядок; человек – часть природы, он развивается по естественным законам; воспитание должно идти сообразно с его природой.
№ 26 Классики западноевропейской педагогики 19 века.
А) Иоганн Генрих Пестолоцци (1746-1827 гг)
Основные труды: «Лингард и Гертруда», «Письмо другу о пребывании в Столице», «Метод. Памятная записка Пестолоцци», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» и др.
Основные положения педагогической теории:
* постоянное развитие природных способностей человека, их совершенствование;
* гармоническое развитие сил и способностей;
* центр воспитания – нравственное формирование ребенка;
* основа развития способностей – упражнение;
*соединение обучения с производительным трудом;
* обучение на основе наблюдений и опыта.
Основные элементы любых знаний:
- форма;
- число;
- слово.