Виды обучения, их характеристика.

Уровни пед.деят.

1. Минимальный(умения педагога пересказать то, что знает)

2. Низкий (умения приспособить свое сообщения к особенностям аудитории)

3. Средний (педагог имеет ЗУН, владеет материалом в отдельных разделах курса)

4. Высокий (владеет стратегией формирования навыков и умений)

5. Высший (средствами предмета формируют личность)

№ 21 Личностно-ориентированное обучение

Сущность личностно-ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных условий саморазвития индивидуальности, субъективности человека. В соответствии с современной социокультурной ситуацией, культурособразная цель современного педагогического процесса определяется как развитие человека-субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно-ориенированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей; его социальных свойств и свойств субъектов культуры.

Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. При личностно-ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

Личностно-ориентированное обучение должно опираться на:

- уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;

- особенности психического склада личности;

- особенности характера темперамента.

Среди разнообразных технологий личностно-ориентированного обучения можно выделить:

* обучение в сотрудничестве;

* метод проектов;

* «Портфель ученика»;

* модульные технологии;

* технологии программированного обучения;

* игровые технологии и др.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться сообща, а не просто что-то выполнять вместе.

Варианты этого метода обучения:

1) обучение в команде – уделяет особое внимание «групповым целям и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы и постоянного взаимодействия с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению;

2) обучение в сотрудничестве «пила» - группы по 6 человек работают над учебным материалом, разбитым на фрагменты;

3) «учимся вместе» - класс делится на группы по 4-5 человек, каждая получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс;

4) исследовательская работа учащихся в группах – акцент делается на самостоятельную работу учащихся, организацию групповых дискуссий.

В результате применения личностно-ориентированного обучения удается воспитывать в учениках также полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические успехи оставляют желать лучшего.

№ 22 Характеристика дифференцированного обучения.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп, обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

I) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Дифференциацию различают:

- по возрастному составу;

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические),

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления);

- по уровню здоровья (физкультурные группы).

Сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

№ 25 Педагогические взгляды Я. А. Коменского

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до не­го. Книги, как рукопис­ные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному вос­приятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое пра­вило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слы­шимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вку­сом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо пред­меты сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словес­ного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обуче­ния Коменский противопоставил требование сознательности уче­ния. Ученики с помо­щью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изу­чаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указы­вал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые система­тизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сна­чала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо распола­гать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое тре­бование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала.

№ 25 Деятельность и педагогическая система Я.А.Коменского.

Основные педагогические труды:

- Великая дидактика;

- Материнская школа;

- Открытая дверь языков;

- Мир чувственных вещей в картинках.

Основные задачи воспитания:

- научное образование;

- добродетельность (или нравственность);

- религиозность.

Система школьного образования и возрастная периодизация:

1. От рождения до 6-ти лет – «материнская школа» (воспитание в семье под руководством матери). Основные задачи: развитие органов чувств, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и первоначальных ручных умений.

2. От 6-ти до 12-ти лет – «школа родного языка». Основные задачи: овладение знаниями об окружающем мире на родном языке через изучение географии, истории, арифметики и т.д.; ознакомление с ремёслами; религиозное воспитание.

3. От 12-ти до 18-ти лет – «латинская школа» или гимназия (для тех, кто проявил способность к науке). Основные задачи: изучение «семи свободных наук», математики, физики, природоведения, истории, этики, иностранных языков.

4. От 18-ти до 24 лет – академии. Основная задача: овладение пансофическими знаниями.

Требования к обучению и дидактические принципы:

* успешность обучения (учить вещам раньше слов; от простого к сложному);

* лёгкость обучения (обучение начинать в раннем возрасте; от более лёгкого к более трудному);

* основательность обучения (последующее основывается на предыдущем; материал должен быть взаимосвязан; закреплять изученное упражнениями);

* быстрота обучения (занятия в классе лучше вести одному преподавателю);

* наглядность обучения (усвоение знаний путём наблюдения за предметами и явлениями, используя чувственное восприятие);

* последовательность и систематичность обучения (все последующие знания в обучении необходимо основывать на предыдущих);

* прочность усвоения знаний (постоянное выполнение упражнений и повторение);

* самостоятельность и активность (раскрывать способности, понимать вещи, работать самостоятельно).

Педагогические идеи:

- урок как форма обучения;

- организация учебного года, школьной недели, расписания занятий;

-преподавание одного учителя в классе;

- обучение детей на родном языке;

- целенаправленное воспитание детей дошкольного возраста («материнская школа»);

- обучение всего юношества.

Ступени познания:

- чувственное познание;

- обобщение, абстракция, научное знание;

- осмысление, проверка практикой, мудрость.

Принцип природособразности – природа едина, в ней гармония и порядок; человек – часть природы, он развивается по естественным законам; воспитание должно идти сообразно с его природой.

№ 26 Классики западноевропейской педагогики 19 века.

А) Иоганн Генрих Пестолоцци (1746-1827 гг)

Основные труды: «Лингард и Гертруда», «Письмо другу о пребывании в Столице», «Метод. Памятная записка Пестолоцци», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» и др.

Основные положения педагогической теории:

* постоянное развитие природных способностей человека, их совершенствование;

* гармоническое развитие сил и способностей;

* центр воспитания – нравственное формирование ребенка;

* основа развития способностей – упражнение;

*соединение обучения с производительным трудом;

* обучение на основе наблюдений и опыта.

Основные элементы любых знаний:

- форма;

- число;

- слово.

Виды обучения, их характеристика.

Вид (тип) обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Проблемное обучение –такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на физическое, познавательное и нравственное развитие способностей посредствам создания благоприятных педагогических условий с учетом возможностей учащихся.

Объяснительно-иллюстративное – обучение, при котором учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, а ученики воспринимают и воспроизводят его.

Программированное обучение – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, компьютер).

№8 Методы и средства организации обучения в современной школе

Факторы, от которых зависит выбор методов обучения. Методы обучения — способ работы учителя и учащихся для усвоения последних ЗУНов. Способы деятельности учителя и учеников направлены на достижения ими образовательной цели. Прием — составная часть метода.

Подходы:

1. В основе положен источник информации:

а) словесные методы,

б) наглядные методы,

в) практические.

2. Данилов и Лешков предлагают классификацию, в основе которой положены учебные задачи. Методы: приобретение новых знаний учащимися; формирование навыков и умений; методы применения знаний; метод творческой деятельности; методы закрепления ЗУНов; методы проверки ЗУНво.

3. Лернер и Скаткин: классификация, в основу которой положили уровни мыслительной деятельности; методы:

а) объяснительно иллюстрированный.

б) репродуктивный.

в) проблемное изложение материала.

г) частично-поисковый

д) исследовательский

4. Бабанский в основу своей классификации положил дидактические задачи:

а) методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности);

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля.

г) самостоятельная работа учащихся.

Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителя информации.

Классификация средств по группам:

1. Натуральные объекты.

2. Изображения, отображения.

3. Описание предметов и явлений условными средствами.

4. Технические

Функции и средства обучения:

1. Компенсаторность (облегчить процесс усвоения).

2. Информативная.

3. Интегративная (когда можно изучить объект по частям и в целом). Рассказ: ведущая функция обучающая. Беседа: ведущая функцию побуждающая. Сущность беседы побудить учащихся к актуализации уже известных знаний и достичь усвоение новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

№9 Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса.

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика.

Формы обучения:

Индивидуальная – учащиеся выполняют задания индивидуально (в доме учителя и ученика).

Индивидуально-групповая – занятия учитель ведет уже не с одним ученико, а с целой группой разнообразных детей, уровень подготовки которых различный.

Классно-урочная система обучения – осуществляется обучение учащихся приблизительно одного возраста и одинакового уровня подготовки; класс работает в соответствии со своим планом; основной единицей является урок; учебной работой учащихся руководит педагог. Основана в 17 в. Я.А.Коменским.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения – старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. (кон. 17 в. – нач. 19 в. В Индии и Англии).

Батовская система – время учителя делилось на 2 части: первая из них отводилась на урочную работу с классом, вторая – на индивидуальные занятия и оказание помощи как сильным, так и слабым ученикам (кон. 19 в. – нач. 20 в. В США).

Маингеймская система – учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на сильных, средних и слабых (кон. 19 в. – нач. 20 в. В Европе).

Современные формы обучения:

Эпизодические – экскурсия, олимпиада, викторина, конкурс и др.

Постоянные – предметный кружок, научное общество, факультативное занятие, урок.

Классно-урочная система – урок.

Урок– это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава и занятиями по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Цель урока – усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, ее запоминание и закрепление, использование в практической деятельности.

Особенности урока:

* дидактические цели;

* определенный объем учебного материала;

* постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;

* руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

* последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;

* ограниченность во времени;

* четкое время проведения по расписанию;

* обязательность посещения урока;

* реализация в оптимальном состоянии всех дидактических принципов;

* опора на достигнутый уровень знаний.

Одну из первых классификаций дал Ушинский. Он выделял: уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; уроки письменных упражнений; уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Наши рекомендации