Особенности воспитательной работы в профессиональном учебном заведении

Профессиональная воспитанность личности специалиста. Содержание воспитанности личности специалиста, качества воспитанности личности специалиста, инвариантная и вариативная составляющая воспитанности личности специалиста. Условия и факторы профессионального воспитания будущего специалиста.

Воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Особенностями воспитания учащихся и студентов профессиональной

школы является приобретение молодыми людьми нового социального статуса, в соответствии с которым у них изменяется его собственное отношение к себе.

Цели воспитания– это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов воспитания.

Цели воспитания подразделяются наидеальныеи реальные.

Идеалом современного человека является личность, отличающаяся гуманным отношением к людям, самому себе, высокой нравственностью и духовностью.

Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность. При этом надо четко представлять себе, что гармонично развитый человек лишь идеал, ориентир для определения реальных целей, которые не противоречат этому идеалу.

Говоря о ценности и уникальности личности, её автономности, педагоги профессиональной школы не могут не учитывать неразрывную связь человеческой жизни и общества, в русле которого протекает жизнь на основании принятых норм, регулирующих взаимодействие множества противоречивых интересов.

При таком подходе основаниями для целевыдвижения могут стать следующие потребности учащихся профессиональных учебных заведений:

• самоопределение в круге позитивных ценностей и антиценностей (факторов);

• позитивная самооценка, чувство собственного достоинства, отношение к себе как независимой, самостоятельной личности;

• профессиональные нормы, выражающиеся в профессиональной этике

и профессиональных традициях;

• навыки самостоятельного выбора и принятия ответственных решений,

отстаивания убеждений и позиций, навыки самоанализа;

знания о факторах и ситуациях риска, правилах безопасного поведения,

приёмах ухода от конфликтов, в том числе при внешнем давлении;

• адекватные представления о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, а также умения управлять чувствами, преодолевать стрессы;

• навыки конструктивного и позитивного общения, в том числе с товарищами, коллегами и с руководителями подразделений предприятий и организаций;

• ценностное отношение к своему здоровью, убеждения в необходимости здорового образа жизни и другие.

Реальная цель воспитания – это всегда персонифицированная цель, направленная на конкретного обучающегося, которая должна привести к достижимому результату за определенное время (цель-результат).

Принципы соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. Можно сформулировать три группы основных педагогических принципов, которые определяют совокупность требований к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Первая группа определяет совокупность требований к содержанию воспитательной деятельности. В этой группе выделяются следующие принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности образования, профессиональной направленности воспитания.

Принцип природосообразности- современная трактовка принципа природосообразности воспитания означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласуется с общими законами развития природы и человека с учётом его пола и возраста, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX веке немецким педагогом А.Ф. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип центрацииисходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.

Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он даёт возможность рассматривать само воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.

Для профессиональной школы большое значение имеет реализация принципа профессиональной направленности воспитания, который предполагает формирование у учащихся и студентов профессиональных школ норм профессиональной этики, определение индивидуальной траектории личностного и профессионального самосовершенствования, формирование профессиональной идентичности.

Вторая группа принципов определяет основные требования к организации воспитательного процесса. В эту группу входят следующие принципы: гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания и создания воспитывающей среды. Они непротиворечат принципам содержания воспитания, о которых говорилосьвыше. Они их дополняют и инструментируют.

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения воспитанника в качестве главной ценности в системе человеческих отношений, базовой нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести,

вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье человека.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у молодых людей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Определение особенностей включения обучающихся в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во вне учебной работе, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия.

Принцип социального закаливания предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Принцип создания воспитывающей среды требует организации в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребёнка. Прежде всего необходимо отметить важную роль идеи о единстве коллектива учебного заведения – педагогов и обучающихся, сплочении этого коллектива. В каждой учебной группе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.

Третья группа принципов определяет требования к взаимодействию воспитателей и воспитанников. В эту группу принципов входят: принципразвивающей социальной интеракции, принцип стимулирования саморазвития человека, принцип нравственного саморегулирования, принцип самоактуализации ситуации, принцип эмпатийного взаимодействия, принцип вариативности.

Принцип развивающей социальной интеракции предусматривает организацию такого педагогического процесса, при котором учитываются закономерности онтогенеза (возрастного развития), активизируются собственные ресурсы человека для придания объективной ситуации субъективного значения, необходимого для самостоятельного и ответственного решения актуальных и перспективных проблем жизни.

Принцип стимулирования саморазвития человека в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важнейшими условиями реализации данного принципа является обучение воспитанников способам самопознания, рефлексии, планирования жизненных событий.

Принцип нравственного саморегулирования он предполагает знакомство молодых людей с нормами общечеловеческой морали и обучение их нравственному поведению. Важно при этом стимулировать нравственную самооценку и нравственную коррекцию собственных поступков.

Принцип самоактуализации ситуации этот принцип требует оказания помощи обучающемуся в анализе события, определении в нём главного и второстепенного. При этом очень важно в деятельности и общении выделить ту часть события, которая обладает большим потенциалом для решения педагогической задачи.

Принцип эмпатийного взаимодействия рекомендует создание такого социального пространства совместного бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируются система ценностных ориентаций и субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом.

Принцип вариативности предполагает дифференцированное включение юношей и девушек в социально-педагогические ситуации, с одной стороны, уменьшающие негативные переживания, а с другой – способствующие появлению новых переживаний и сопереживаний, формирующие ценностные ориентации и расширяющие экзистенциальный опыт.

Представленные комментарии сущности и целей воспитания, перечисленные педагогические принципы можно рассматривать в качестве комплекса необходимых требований к взаимодействию мастера, классного руководителя с другими представителями педагогического сообщества в современном профессиональном образовательном учреждении.

15 В. Управление и правовое обеспечение профессионального образования.

Под управлениемвообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
Субъектами управления выступают Министерство образования РФ, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
Управление образовательными системами.
Центральным структурным элементом системы образования является образовательное учреждение (ОУ).
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. ОУ является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам ОУ могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Деятельность государственных и муниципальных ОУ регулируется типовыми положениями о таких учреждениях, утверждаемых Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставамиэтих учреждений. Для негосударственных ОУ типовые положения выполняют функции примерных. Государственный статус ОУ (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Особенностью управления педагогическими системами является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью учащегося по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько преподавателей-предметников, классный руководитель (куратор) и все сотрудники, оказывающие повседневное влияние на учащихся.
Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений. При этом человек является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений.
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»: * гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности; * единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства; * общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся; * светский характер образования государственных, муниципальных ОУ; * свобода и плюрализм в образовании; * демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность ОУ.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.
Принцип демократизации и гуманизации образования. Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении является коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчетные мероприятия администрации перед общешкольным коллективом, предоставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопросы школьной жизни. Развитию демократических начал в управлении способствует также введение конкурсного избрания, контрактной системы при отборе педагогических кадров.
В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Этот процесс находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.
Соблюдениепринципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.
Реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников.
Принцип обеспечения единства в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.
Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.
Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений. Для побуждения к деятельности создается определенная энергетическая атмосфера.
Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность. Он предопределяет безопасное взаимодействие человека и природы.
Принцип праксиологичности в управлении формирует взаимосвязь общего и профессионального образования, обеспечивающую органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности педагогических условий, способов, средств, воздействий. Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.

Деятельность педагогического совета направлена на решение следующих задач:

• обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение результативных форм и методов реализации учебно-воспитательного процесса;

• обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, обсуждение качества учебно-воспитательной работы;

• организация работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, развитию их творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;

• проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образования о присвоении категорий, званий, разрядов;

• рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;

• определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами; организация опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.

Функции управления: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная (главный фактор - цель).

Прогнозирование и планирование работы ПУЗ – деятельность участников пед. процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения, путем использования совокупности средств, способов и воздействий (Шамова, Третьяков). Принципы – единство: целей и способов их реализации, долгосрочных и краткосрочных планов, сочетание государственных и общественных начал в планировании, комплексный характер прогнозирования и планирования, гибкость планов в соответствии с прогнозами.

Под системой управления качеством подготовки специалистов понимают комплекс средств и способов организации деятельности управляющей и управляемой подсистем, который обеспечивает целенаправленное изменение образовательного процесса с целью придания ему свойств, гарантирующих удовлетворение общественных и личных потребностей и государственных требований по подготовке специалистов с заданными показателями качества. Данное определение позволяет сформулировать перечень условий, необходимых для осуществления управления качеством подготовки специалистов. Такими условиями являются: * научно-методическая обеспеченность системного управления качеством образовательного процесса; * изменение ведущих функций образовательного учреждения и усиление воспитательных и развивающих аспектов образования; * расширение инновационной деятельности, активное внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, приводящих к его качественному обновлению; *включённость преподавателей в инновационную деятельность, стремление педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, повышение личной ответственности педагога за качество результатов образования; * совершенствование механизмов аттестации преподавательского состава, педагогических коллективов и учебных учреждений в целом.

Сегодня национальная система гарантии качества образования в РФ имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень системы включает в себя совокупность государственных и общественных органов, обеспечивающих государственный и общественный контроль качества образования на основе процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ. Второй уровень управления качеством образования включает в себя внутренние системы качества образовательных учреждений, т.е. создание внутри образовательного учреждения таких систем, которые гарантируют качество образования конкретного ОУ и способны воспроизводить это качество.

Важнейшим условием развития педагогического коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского, который подтвердил правомерность сформулированных им принципов коллективной организации деятельности учителей. Особенности пед коллектива: субъект управления, саморазвития и самовоспитания, полифункциональность деятельности, коллективный хар-р труда и ответственности, согласованность действий, разнородность (возраст, ценности, уровень квалификации, опыта), соц-псх климат, Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Исследуя влияние взаимоотношений на стабильность педагогического коллектива, Н.С.Дежникова пришла к выводу о двустороннем характере этого взаимодействия. С одной стороны, внутриколлективные отношения отражаются на стабильности коллектива, с другой - стабильность педагогического коллектива определяет характер взаимоотношений педагогов.


Наши рекомендации