Воспитание общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического дыха­ния (диафрагмального). Формирование речевого дыхания (спокойного короткого вдоха и плавного длительного выдоха) без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолиро­ванных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем - постепенно распространяющихся фраз, произноше­ние которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высо­ко - низко). Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением).

Формирование первичных представлений об интонационной выра­зительности речи посредством эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок. Обучение интонационному подражанию голосам жи­вотных и птиц. Обучение выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме упражнений по подражанию (например, сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка»). Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению интона­ционно-ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.

Оборудование и материалы:

снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кора­блики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке и т. д., игрушки, предметные картинки, зеркало.

Примерный перечень игр:

«Больной пальчик», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вода кипит», «Забей мяч в ворота», «Бабочка летит», «Потянем рези­ночки», «Тихо - громко», «Высоко — низко», «Укладываем куклу спать» и т. д.

Литературный материал для формирования интонационной выра­зительности речи:

потешки: «Водичка-водичка», «Ужты, котенька, коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладуш­ки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады, лады, лады», «Летят гули», «Ва­ленки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;

сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро коз­лят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.; стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котен­ка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Ми­халков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Ка­призы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.

Развитие импрессивной речи

Дальнейшее развитие предметного, адъективного и глагольного сло­варя. Уточнение значений слов. Закрепление понимания обобщающих понятий («Покажи то, с чем ты будешь играть», «Покажи то, чем ты будешь есть», «Покажи то, что ты наденешь на прогулку»).

Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей— вылей, застегни — рас­стегни, надень - сними, завязывает - развязывает, закрывает - открыва­ет, залезает - слезает), прилагательных (большой - маленький, высо­кий - низкий, длинный - короткий), наречий (впереди - сзади, внизу -вверху, высоко - низко, далеко - близко, справа - слева, много - мало).

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кому? у кого? чем? куда? и т. д.): «Покажи, кому мама дает молоко?», «Покажи, у кого кук­ла?», «Покажи, чем рисует девочка?», «Покажи, куда спрятался котенок?»

Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского и женского рода с окончанием -ы (-и), (-а) в им. падеже («Покажи, где стол, где столы?», «Покажи, где мяч, где мячи?», «Покажи, где шар, где шары?», «Покажи, где кубик, где кубики?», «По­кажи, где кукла, где куклы?», «Покажи, где чашка, где чашки?», «Пока­жи, где рыба, где рыбы?», «Покажи, где дом, где дома?», «Покажи, где глаз, где глаза?» и т. д.).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где маль­чики спят?», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют?», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят?», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют?» и т. д.).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего вре­мени по родам: мужской и женский род («Покажи, где Женя спал, где Женя спала?», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку?», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала?» и т. д.). Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в; из; на.Формирование понимания предложных конструкций с пред­логами под; за;у; с; около; от; из-под-; из-за(по демонстрации дей­ствий).

Формирование понимания значения продуктивных уменьшитель­но-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок,-чик, -к, -очк-, -ечк-(«Покажи, где мяч, где мячик?», «Покажи, где дым, где дымок?», «Покажи, где ягода, где ягодка?», «Покажи, где ложка, где ложечка?», «Покажи, где коза, где козочка?»).

Понимание вопросов по сюжетной картинке, вопросов по про­читанной сказке (с использованием иллюстраций).

Понимание соотношений между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой. «Покажи, кто ловит рыбу?», «Покажи, кого ловит мальчик?», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу?»).

Формирование предметного, предикативного, адъективного сло­варя экспрессивной речи

Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным лек­сическим темам) посредством использования в речи слов-действий, слов-названий, слов, обозначающих признаки предметов (цвет: крас­ный, синий, желтый, зеленый, черный, белый; величина и ее измерения: большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий; вкус: кис­лый, сладкий, горький, соленый, вкусный и т. д.), личных и притяжа­тельных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш), наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущение (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оцен­ку действий (хорошо, плохо, громко, тихо).

Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числительных (один, два, три).

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и сло­вообразования в экспрессивной речи

Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам слово­изменения.

Обучение употреблению форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончанием -ы (шар - шары); -и (кошка - кошки).

Обучение изменению существительных по падежам:

- вин. падеж ед. числа с окончанием -у («Я беру... куклу, зайку, миш­ку» и т. д.);

- род. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа без предлога («Чего нет у зайки?») и с предлогом -У («У кого нет мяча?», «У кого есть усы?»);

- дат. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа с окончанием -е («Кому подарили игрушки?»);

- творит, падеж существительных мужского рода ед. числа с окон­чанием -ом («Чем режут хлеб?»).

Обучение употреблению глаголов в форме повелительного накло­нения 2 лица ед. числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди и т. д.), глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. чис­ла настоящего времени (поет - поют, стоит - стоят, лежит - лежат и т. д.)

Обучение согласованию прилагательных с существительными муж­ского и женского рода ед. числа в им. и косвенных падежах по опорным вопросам.

Обучение согласованию местоимений мой,моя с существительны­ми в им. падеже (мой мишка, моя кукла).

Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел - ушла - ушли).

Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-.

Обучение самостоятельному использованию отработанных грамма­тических форм словоизменительных и словообразовательных моде­лей по демонстрации действий и по сюжетным картинкам.

Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтакси­ческих связей в составе предложения

Формирование двусоставного простого предложения, в котором подлежащее выражено формой ед. числа (мн.) числа существительного в им. падеже, а сказуемое - формой изъявительного наклонения 3 лица ед. (мн.) числа настоящего времени в процессе ответов на вопросы по картинкам (Киса спит. Мальчик бежит. Дети поют.)

Формирование простого предложения с прямым или косвенным дополнением и обращением, в котором сказуемое выражено формой повелительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени (Мама, дай куклу. Тата, возьми чашку) и формой изъявительного наклонения 3 лица ед. числа настоящего времени (Вова ест кашу. Катя машет ру­кой).

Формирование синтаксической конструкции с предложением сотруд­ничества или выражением желания, включающей обращение (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).

Формирование синтаксической конструкции, включающей место­имения (Яхочу есть. Он идет гулять).

Усвоение и закрепление правил синтаксических связей слов в со­ставе простого предложения посредством ответов на поставленные воп­росы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, сти­хотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).

Формирование связной речи

Создание условий для использования детьми ситуативной речи в об­щении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).

Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотво­рений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Оборудование и материалы:

предметные картинки по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Новый год», «Транспорт», «Зимние забавы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние живот­ные и птицы», «Дикие животные», «Мамин праздник», «Весна», «Лето»;

сюжетные картинки; образные игрушки.

Примерный перечень игр:

настолько-печатные игры (типа настольного лото);

игры: «Подскажи словечко», «Наряди елку», «Один - много», «Ска­жи ласково», «Поручение», «Командир», «Послушная Катя», «Семья», «Игрушки», «Магазин», «Скажи правильно», «Одеваем куклу», «На­зови сколько», «Кто в домике живет», «День рождения», «Подарки», «Что у вас?», «Ласковые имена», «Два медведя», «Найди свою картин­ку», «Экскурсия», «Передай флажок», «Чего нет?», «Прятки», «Реп­ка», «Угощаем куклу», «Непослушные игрушки» и др.

Литературный материал по описанным направлениям работы:

потешки: «Водичка-водичка», «Уж ты, котенька-коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладушки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады-лады-лады», «Летят гули», «Валенки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;

сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро коз­лят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.;

стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котен­ка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Ми­халков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Кап­ризы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша на плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.

Наши рекомендации