Воспитание общих речевых навыков
Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (диафрагмального). Формирование речевого дыхания (спокойного короткого вдоха и плавного длительного выдоха) без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем - постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).
Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко - низко). Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением).
Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок. Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц. Обучение выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.
Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме упражнений по подражанию (например, сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка»). Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению интонационно-ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.
Оборудование и материалы:
снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кораблики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке и т. д., игрушки, предметные картинки, зеркало.
Примерный перечень игр:
«Больной пальчик», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вода кипит», «Забей мяч в ворота», «Бабочка летит», «Потянем резиночки», «Тихо - громко», «Высоко — низко», «Укладываем куклу спать» и т. д.
Литературный материал для формирования интонационной выразительности речи:
потешки: «Водичка-водичка», «Ужты, котенька, коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладушки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады, лады, лады», «Летят гули», «Валенки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;
сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.; стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Михалков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Капризы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.
Развитие импрессивной речи
Дальнейшее развитие предметного, адъективного и глагольного словаря. Уточнение значений слов. Закрепление понимания обобщающих понятий («Покажи то, с чем ты будешь играть», «Покажи то, чем ты будешь есть», «Покажи то, что ты наденешь на прогулку»).
Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей— вылей, застегни — расстегни, надень - сними, завязывает - развязывает, закрывает - открывает, залезает - слезает), прилагательных (большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий), наречий (впереди - сзади, внизу -вверху, высоко - низко, далеко - близко, справа - слева, много - мало).
Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кому? у кого? чем? куда? и т. д.): «Покажи, кому мама дает молоко?», «Покажи, у кого кукла?», «Покажи, чем рисует девочка?», «Покажи, куда спрятался котенок?»
Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского и женского рода с окончанием -ы (-и), (-а) в им. падеже («Покажи, где стол, где столы?», «Покажи, где мяч, где мячи?», «Покажи, где шар, где шары?», «Покажи, где кубик, где кубики?», «Покажи, где кукла, где куклы?», «Покажи, где чашка, где чашки?», «Покажи, где рыба, где рыбы?», «Покажи, где дом, где дома?», «Покажи, где глаз, где глаза?» и т. д.).
Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где мальчики спят?», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют?», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят?», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют?» и т. д.).
Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской и женский род («Покажи, где Женя спал, где Женя спала?», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку?», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала?» и т. д.). Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в; из; на.Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под; за;у; с; около; от; из-под-; из-за(по демонстрации действий).
Формирование понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок,-чик, -к, -очк-, -ечк-(«Покажи, где мяч, где мячик?», «Покажи, где дым, где дымок?», «Покажи, где ягода, где ягодка?», «Покажи, где ложка, где ложечка?», «Покажи, где коза, где козочка?»).
Понимание вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций).
Понимание соотношений между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой. «Покажи, кто ловит рыбу?», «Покажи, кого ловит мальчик?», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу?»).
Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи
Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным лексическим темам) посредством использования в речи слов-действий, слов-названий, слов, обозначающих признаки предметов (цвет: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый; величина и ее измерения: большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий; вкус: кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный и т. д.), личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш), наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущение (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо, громко, тихо).
Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числительных (один, два, три).
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи
Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения.
Обучение употреблению форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончанием -ы (шар - шары); -и (кошка - кошки).
Обучение изменению существительных по падежам:
- вин. падеж ед. числа с окончанием -у («Я беру... куклу, зайку, мишку» и т. д.);
- род. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа без предлога («Чего нет у зайки?») и с предлогом -У («У кого нет мяча?», «У кого есть усы?»);
- дат. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа с окончанием -е («Кому подарили игрушки?»);
- творит, падеж существительных мужского рода ед. числа с окончанием -ом («Чем режут хлеб?»).
Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди и т. д.), глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени (поет - поют, стоит - стоят, лежит - лежат и т. д.)
Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа в им. и косвенных падежах по опорным вопросам.
Обучение согласованию местоимений мой,моя с существительными в им. падеже (мой мишка, моя кукла).
Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел - ушла - ушли).
Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-.
Обучение самостоятельному использованию отработанных грамматических форм словоизменительных и словообразовательных моделей по демонстрации действий и по сюжетным картинкам.
Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения
Формирование двусоставного простого предложения, в котором подлежащее выражено формой ед. числа (мн.) числа существительного в им. падеже, а сказуемое - формой изъявительного наклонения 3 лица ед. (мн.) числа настоящего времени в процессе ответов на вопросы по картинкам (Киса спит. Мальчик бежит. Дети поют.)
Формирование простого предложения с прямым или косвенным дополнением и обращением, в котором сказуемое выражено формой повелительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени (Мама, дай куклу. Тата, возьми чашку) и формой изъявительного наклонения 3 лица ед. числа настоящего времени (Вова ест кашу. Катя машет рукой).
Формирование синтаксической конструкции с предложением сотрудничества или выражением желания, включающей обращение (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).
Формирование синтаксической конструкции, включающей местоимения (Яхочу есть. Он идет гулять).
Усвоение и закрепление правил синтаксических связей слов в составе простого предложения посредством ответов на поставленные вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).
Формирование связной речи
Создание условий для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).
Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).
Оборудование и материалы:
предметные картинки по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Новый год», «Транспорт», «Зимние забавы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Мамин праздник», «Весна», «Лето»;
сюжетные картинки; образные игрушки.
Примерный перечень игр:
настолько-печатные игры (типа настольного лото);
игры: «Подскажи словечко», «Наряди елку», «Один - много», «Скажи ласково», «Поручение», «Командир», «Послушная Катя», «Семья», «Игрушки», «Магазин», «Скажи правильно», «Одеваем куклу», «Назови сколько», «Кто в домике живет», «День рождения», «Подарки», «Что у вас?», «Ласковые имена», «Два медведя», «Найди свою картинку», «Экскурсия», «Передай флажок», «Чего нет?», «Прятки», «Репка», «Угощаем куклу», «Непослушные игрушки» и др.
Литературный материал по описанным направлениям работы:
потешки: «Водичка-водичка», «Уж ты, котенька-коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладушки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады-лады-лады», «Летят гули», «Валенки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;
сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.;
стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Михалков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Капризы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша на плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.