Отношение к родителям, родным, близким

…Многолетний опыт воспитательной работы убедил меня, что ува­жение и почитание старших тем сильнее, чем глубже осмысливается и переживается недопустимость поступков, корни которых уходя в низкую культуру, невоспитанность чувств. В нашем эти­ческом воспитании выработалось «Десять Нельзя»; соблюдение этих запретов считается в коллективе делом чести и достоинства, наруше­ние — позором и нравственным невежеством. Вот эти «Десять Нель­зя»:.

нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться

праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно зна­ешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;

нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величай­шее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщи­не и старость;

нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людь­ми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рас­судительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;

нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает се­бе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собствен­ную исключительность— яд, отравляющий твою душу; великое сча­стье — чувствовать нетерпимость к этому яду;

нельзя делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них,, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зре­ния старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость,, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вер­тишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;

нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, осо­бенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни празд­ника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем бли­же закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве стари­ка-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;

нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;

нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нрав­ственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одино­честве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ; люди при­думали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное об­щение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда сто­ит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;

нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрас­ные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плев­ки его ни оскорбят, ни унизят, и плюясь, и любуясь своими плевка­ми, ты позоришь себя.

Осуществление «Десяти Нельзя»требует большой заботы о гармо­нии всего воспитательного процесса. Уважать можно того, кто заслу­живает уважения; путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь (Цитаты из работы: Сухомлинский В.А. Собр.пед.соч. в 3 т. – М.,1981. Т 3.С.546-548)

Приложение 36

Г.И.Вергелес, Л.Н.Кутергина

Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника

Проблема соотношения общественного и семейного воспитания во все времена была достаточно актуальна. Одни исторические периоды характеризуются преимущественно приоритетом семейного воспитания, другие – общественного. Очевидно, что успех формирования личности определяется оптимальным соотношением того и другого. В настоящее время нарушение взаимодействия школы и семьи проявляется особенно ярко. Это обусловлено:

Ø утратой общей цели воспитания;

Ø стратификацией семей по имущественному признаку;

Ø ухудшением отношения государства и общества к учителю;

Ø уменьшением времени общения с детьми в связи с большими временными затратами в добывании средств к существованию.

Реальное проявление этой проблемы возникает в связи с поступлением ребенка в школу. Приходя в школу, ребенок представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, что обусловлено уровнем развития культуры семьи. Передавая эстафету воспитания школе, семья рассчитывает на решение определенных задач, связанных с развитием ребенка. Возникает педагогический альянс - союз школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспита-

ния. Развитие личности ребенка во многом зависит от гармонии отношений в этом союзе. Приход ребенка в школу становится этапом,

когда ответственным за обучение, воспитание и развитие ребенка в равной мере является и семья, и учитель.

Единство общественного и семейного воспитания выступает как важнейшая основа становления личности, успешно овладе­вающей материальными и духовными ценностями, готовой внести все более заметный вклад в развитие общечеловеческой культуры. С поступлением ребенка в школу, главной фигурой, которая может обеспечить единство общественного и семейного воспи­тания, выступает учитель начальных классов, поскольку начало систематического обучения, являющегося переломным этапом в жизни ребенка, обусловлено его включением в общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Изменяется и характер отношений к ребенку в семье, что часто вызывается предъявлением требований, которые далеко не всегда соответствуют его возможностям.

Именно от учителя начальной школы, от его умения организовать взаимодействие с семьей маленького школьника зависит:

• успешность реализации целей современного начального об­разования, обеспечение ребенку оптимальных условий развития и становления личности;

• адекватность оценки семьей возможностей ребенка, помощь ему в выстраивании собственной траектории развития;

• отношение ребенка к школе и к процессу учения не только
на этапе начального образования, но и на других этапах непре­рывного образования;

• дальнейшее взаимодействие с теми, кто будет учить и воспитывать ребенка в основной школе.

Единство семейного и общественного воспитания можно обеспечить учитель начальной школы, знающий и понимающий происходящие в обществе социальные процессы, умеющий их адаптировать к реальным условиям конкретной семьи, дифференцирующей объективно и правильно оценивающий возможности школы и семьи в развитии ребенка.

Подготовку учителя начальных классов к взаимодействию се­мьи и школы необходимо начинать с осознания педагогических принципов, лежащих в основе этого процесса. В современной пе­дагогической науке выделен ряд принципов, определяющих вза­имодействие семьи и школы. Это такие принципы, как принцип:

• соглашения, предполагающий определение общих целей и
задач педагогического взаимодействия;

• сопряжения, определяющий выработку единой системы воз­действия на ребенка;

• сопереживания, отражающий взаимное уважение и взаим­ную расположенность партнеров организующих жизнь ребенка;

• сопричастности, включающий единство нормативов и уста­новок, проявление заинтересованности к жизнедеятельности ре­бенка;

• содеянности, выступающий главным критерием оценки от­ношений
(Н.Е. Щуркова; Л.И. Маленкова).

Осознание данных принципов позволит не ограничивать про­явление самостоятельности ребенка, поскольку именно она обес­печивает проявление его способности быть субъектом собствен­ной жизни. Строя свою работу на основе выделенных принципов, учитель сможет делать акцент на осознании социальной пози­ции ребенка в школе и семье. Это тем более важно, что в школе ребенок исполняет социальную роль гражданина и, эмансипиру­ясь от семьи, вынужден утверждать, проявлять и отстаивать соб­ственное "Я" (подчас активное включение родителей в жизнь школы ограничивает развитие личности, обращая его в "ребенка семьи").

Успешность взаимодействия учителя и семьи определяется уровнем функциональной подготовки педагога. В деятельности учителя начальных классов в этом отношении можно выделить ряд профессионально — значимых функций: диагностическую, коммуникативную, оценочную.

Готовность к реализации первой из них позволяет своевре­менно получать научно обоснованную информацию об участни­ках воспитательного процесса, о характере отношений в семье, о владении методами современной диагностики, умении интерпре­тировать результаты диагностического исследования.

Коммуникативная функция предполагает наличие умений по организации взаимодействия семьи и школы. Реализация этой функции базируется на знании особенностей отношений в се­мье, современных форм организации работы с родителями, основ педагогической этики. Выделение в процессе взаимодействия этических аспектов, с одной стороны, регулирует отношения между родителями и педагогами, а с другой — дает возможность опи­раться на педагогический эталон отношений с ребенком.

…Профессиональная подготовка будущего учителя должна обес­печить и его готовность к реализации оценочной функции. Фор­мированию возможностей реализации данной функции в про­цессе обучения должно уделяться особое внимание, поскольку необъективная, не учитывающая индивидуальных особенностей ребенка оценка приводит к неадекватным реакциям родителей, к нарушению эмоциональных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка, обеспечивающая ре­шение проблемы взаимодействия школы и семьи, будет успеш­ной за счет включения курсов, позволяющих:

• все более грамотно и точно проводить диагностику разви­тия детей, их реальных возможностей, служащих основой для оп­ределения оптимального варианта индивидуальной траектории развития каждого ребенка;

• осознавать необходимость смещения акцента с обучения на развитие и формирование ценностных ориентации;

• четко видеть возможности семьи в воспитании детей, раз­ных по уровню подготовки и развития;

• осознавать приоритет семейного воспитания в эмоциональ­ном и нравственном развитии ребенка;

• взаимодействовать с семьями, разными по имущественному положению, отношению к детям, по составу семьи;

• реально руководить разносторонним развитием младшего школьника, помогая семье и привлекая различные обществен­ные институты. ( Цитаты из работы : Вергелес Г.И., Кутергина Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника// Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб., 2005. С.217-221.)

Приложение 37

Л.И.Петрова

Наши рекомендации