Совместная работа семьи и школы по
Формированию личности ребенка
Характеристика семьи как социального института и ее воспитательные функции. Принципы педагогического взаимодействия родителей и работников школы. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы. Содержание и формы совместной деятельности по воспитанию ребенка: коллективные и индивидуальные. Родительские функции матери и отца и их влияние на позицию ребенка в школе. Роль педагогического просвещения в совместном педагогическом сопровождении ребенка.
Список рекомендуемой литературы
Основной
Вергелес Г.И., Кутергина Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника. /Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб., 2005. С.217-221.)
Газман О.С.Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы /Ред.сост. А.Н.Тубельский, А.О.Зверев. - М.,2002
Макаренко А.С. Избранные педагогич.соч: В 2 т. Т.2. – М.,1977. С.16-20 Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. //Педагогика, 2005, №9. С.3-16)
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1999.
Петрова Л.И. Индивидуальная работа с родителями младших школьников. /Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети».- СПб., 2005. С.263-267.
Сухомдинский В.А. Родительская педагогика. Избр.пед.соч.:В3-т.– М.,1981. Т.3.
Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М.,2004.
Дополнительный
Богданова Р.У. Как созидать вместе… - СПб.,2001
Воспитание: научные дискуссии – СПб.,2005. С.48-56
Воспитание. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие /Под ред.М.П.Осиповой. – Минск, 2000. С.68- 78
Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. – М.,1986
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.,2001
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.,2003
Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991
Фром Э. Искусство любить. – СПб.,2001
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Место семьи в системе социальных институтов.
2. Условия взаимодействия семьи и школы
3. Содержание и формы педагогического взаимодействия
4. Роль семьи в педагогическом сопровождении ребенка.
Задания для самостоятельной работы.
1. Опираясь на прочитанную литературу и Приложения ( 37 и 38 ), выпишите представленные авторами позиции ребенка в семье и типы ложных родительских авторитетов. Составьте классификацию, где соотносились бы положение ребенка в семье и соответствующий этому положении тип родительского авторитета. Составьте свод советов по нейтрализации ложного влияния на ребенка.
2. Известна фраза о роли отцов в семейной педагогике Маргарет Мид, которая писала, что "отцы — это биологическая необходимость, но социальная случайность". Вы согласны с этим высказыванием или нет? Обоснуйте свой ответ. В подготовке этого задания используйте статью И.С.Кона, данную в списке основной литературы.
3. Ознакомьтесь со сводом правил, изложенных в работе В.А.Сухомлинского (Приложение 35 ) и составьте десять правил уважения к старшим - «10 нельзя» для младшего школьника с учетом специфики его возрастных особенностей.
4. Предложите свои показатели, которые характеризуют благополучие семьи по отношению к ребенку.
5. Используя материал Н.Е.Щурковой, М.И.Рожкова и Л.В.Байбородовой (Приложение 39 и 40 ), выделите основные задачи совместной работы семьи и школы. Составьте тезисы, определяющие условия субъектной позиции родителей в учебно-воспитательном процессе.
6. Прочитайте тезисы Г.И.Вергелес и Л.Н.Кутергиной (Приложение 36 ) и сформулируйте 4-5 задачи успешности взаимодействия учителя и семьи.
7. Составьте план работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (на год). Во введении обоснуйте выбор тем и форм представления материала родителям.
8. Используя пословицы и поговорки, составьте советы для родителей по созданию благоприятной атмосферы в семье и укреплению позиции ребенка в ней.
Приложение 35
В.А.Сухомлинский