А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум

Модели и стили

…По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

…Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализоваться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор: «Я — командующий» или «Я — отец».

При позиции «Я — командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и пра­вил.

При позиции «Я — отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях играет забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

(Цитаты из работы:Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб., 2000. С.250-258).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем вы видите сущность авторитарного воспитания?

2. Почему авторитарное воспитание возможно практически в любом социальном обществе?

3. Что, по вашему мнению «убивает» в ребенке авторитарный стиль взаимоотношений с учителем?

4. Выделите признаки авторитарного воспитания.

5. С чем, на ваш взгляд связаны виды авторитарного воспитания?

6. К какому типу воспитания вы бы отнесли ваше воспитание? Удовлетворены ли вы своим воспитанием? Если нет, то с чем это связано?

Тема 11.3 Свободное воспитание

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Свободное воспитание как осуществление прав человека.

2. Свободное воспитание в теории и практике современной педагогики.

3. Вальдорфская педагогика как идеал свободного воспитания.

4. Использование идеалов свободного воспитания в практике начальной школы.

Список рекомендуемой литературы

Основной

Гессен С.И. Основы педагогики.- М.,1995. С.40-61

Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М.,2002.

Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики.\Под ред.Б.П.Пузанова.-М.,1999.

Зимняя И.И., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояния, пути, решения). - М.,1999.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.,2000.

Дополнительный

Горохова Т. Маленький принц в вальдорфской школе //Педагогика,1994, №3.С.117-119

Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф. – М.,1999

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.,2002.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М.,Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М., 2005 С.172-185.

Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. - Калуга, 1992.

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите аннотацию на самостоятельно найденную в периодической литературе статью о реализации свободного воспитания в отечественной или зарубежной педагогике.

2. Составьте «Методическое пособие» реализации идей вальдорфской педагогики в начальной школе. Приготовьтесь защищать его на практическом занятии.

3. Подготовьтесь к выступлению на круглом столе на тему:»Вальдорфская воспитательная система: польза или вред». Используйте следующие тезисы: Вальдорфская воспитательная система: вчера и сегодня. Вальдофская воспитательная система: у них и у нас. Философские и психолого-педагогические аспекты свободы. Возможности применения основ свободного воспитания в практике современной начальной школы.

4. На основании изучения материалов книги Шамовой Т.И. и др. (Приложение 29), В.А.Могилевской (Приложение 32), составьте модульную программу «Вальдорфская воспитательная система в начальной школе».

5. На основании изученных литературных источников составьте портрет педагога из вальдорфской школы. Готовьтесь защитить представленный проект.

6. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум - student2.ru Используя материал из книги «Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики» (Приложение 33), создайте свою «моральную историю».

7. Созданную свою «моральную историю» (см. задание №6), прочитай своим знакомым детям. Разбери с ними историю и запиши выводы детей. Подумай, какими принципами фальдорфской педагогики вы пользовались?

Приложение 32

В.А.Могилевская

Наши рекомендации