А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум
Модели и стили
…По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.
…Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализоваться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор: «Я — командующий» или «Я — отец».
При позиции «Я — командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил.
При позиции «Я — отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях играет забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.
(Цитаты из работы:Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб., 2000. С.250-258).
Вопросы для самоконтроля
1. В чем вы видите сущность авторитарного воспитания?
2. Почему авторитарное воспитание возможно практически в любом социальном обществе?
3. Что, по вашему мнению «убивает» в ребенке авторитарный стиль взаимоотношений с учителем?
4. Выделите признаки авторитарного воспитания.
5. С чем, на ваш взгляд связаны виды авторитарного воспитания?
6. К какому типу воспитания вы бы отнесли ваше воспитание? Удовлетворены ли вы своим воспитанием? Если нет, то с чем это связано?
Тема 11.3 Свободное воспитание
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Свободное воспитание как осуществление прав человека.
2. Свободное воспитание в теории и практике современной педагогики.
3. Вальдорфская педагогика как идеал свободного воспитания.
4. Использование идеалов свободного воспитания в практике начальной школы.
Список рекомендуемой литературы
Основной
Гессен С.И. Основы педагогики.- М.,1995. С.40-61
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М.,2002.
Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики.\Под ред.Б.П.Пузанова.-М.,1999.
Зимняя И.И., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояния, пути, решения). - М.,1999.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.,2000.
Дополнительный
Горохова Т. Маленький принц в вальдорфской школе //Педагогика,1994, №3.С.117-119
Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф. – М.,1999
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.,2002.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М.,Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М., 2005 С.172-185.
Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. - Калуга, 1992.
Задания для самостоятельной работы
1. Напишите аннотацию на самостоятельно найденную в периодической литературе статью о реализации свободного воспитания в отечественной или зарубежной педагогике.
2. Составьте «Методическое пособие» реализации идей вальдорфской педагогики в начальной школе. Приготовьтесь защищать его на практическом занятии.
3. Подготовьтесь к выступлению на круглом столе на тему:»Вальдорфская воспитательная система: польза или вред». Используйте следующие тезисы: Вальдорфская воспитательная система: вчера и сегодня. Вальдофская воспитательная система: у них и у нас. Философские и психолого-педагогические аспекты свободы. Возможности применения основ свободного воспитания в практике современной начальной школы.
4. На основании изучения материалов книги Шамовой Т.И. и др. (Приложение 29), В.А.Могилевской (Приложение 32), составьте модульную программу «Вальдорфская воспитательная система в начальной школе».
5. На основании изученных литературных источников составьте портрет педагога из вальдорфской школы. Готовьтесь защитить представленный проект.
6. Используя материал из книги «Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики» (Приложение 33), создайте свою «моральную историю».
7. Созданную свою «моральную историю» (см. задание №6), прочитай своим знакомым детям. Разбери с ними историю и запиши выводы детей. Подумай, какими принципами фальдорфской педагогики вы пользовались?
Приложение 32
В.А.Могилевская