Игры учащихся – феномен культуры

…В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанные между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правилами игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, уга­дать, распутать, добиться результатов и т. п. В этой цели заключены способы игрового поведения, их выбор, механизм влияния игры на личность ребенка. Выбирающий детские игры учитывает эти внутренние цели, уточняя свои, воспитательные. Воспитатель, какие бы цели и задачи он ни преследовал в детский играх, обязан помнить, что игра будет игрой до тех пор, пока дает действующий в ней лицам широкий выбор способов поведения, пока их действия нельзя абсолютно предусмотреть в творческом плане, но можно в нравственном. Именно в творческой сути игрового действия кроется главная интрига игры. При выборе игры, прежде всего, учитывается ее творческий потенциал как основной секрет усвоения ребенком воспитывающего ее содержания и условия самовоспитания: К выборам игр, естественно, привлекаются и сами дети, чтобы они почувствовали себя соавторами игр, прониклись чувством ответственности за них. В свободном самопроявлении дети всегда выбирают игры сами.

…Предложение игры детям. Свободная инициатива детей стоит выше подражаний, которые стараются вызвать взрослые. Главная задача в предложении игрой заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Обычно используются неигровые и игровые приемы предложения игры. Неигровой прием прост — это устное предложение:

- Давайте играть в такую-то игру! Есть интересная новая игра! И т. п.

…Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желания поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложение игре входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе размещение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т. д.

…Оборудование и оснащение игровой площадки, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т. п.). Для многих игр необходимо специальное пространство, защищенное от любых посягательств извне, место, где ребенок может чувствовать себя свободным. Дети стараются играть там, где обстановка напоминает действительную, где им никто и ничто не мешает. Игровое пространство разнообразно: это специальные детские парки, стадионы, игровые площадки, комнаты, уголки. Существуют даже особые игровые улицы, закрытые для транспорта. Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурой игровой площадки мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетичес­ки план, отвечающий требованиям возраста детей, их стремлениям к яркому, необычному, героическому, романтическому, сказочному. Некоторые игровые площадки требуют специального оборудования и оформления, идущего от содержания: ворот, колец, сеток, мишеней и т. п. Иные площадки предполагают лишь наглядно-образное решение их архитектуры: цветные флаги, шары, эмблемы и др.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, суще­ствуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, анти­патий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических приемов разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т. д.

…Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре — дело трудное, щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, матки, т. е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

а) назначение на роль непосредственно взрослым;

б) назначение на роль через старшего (матки, капитана, водящего);

в) выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий и т. п.);

г) добровольное принятие роли ребенком по его желанию;

д) очередность выполнения роли в игре и т. д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет; неактивным - проявить активность; недисциплинированным - стать организованными; детям, чем-то себя скомпрометировавшим, - вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива, - проявить себя, сдружиться со всеми. В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, нельзя, чтобы в военной игре одни были «нашими», «красными», а другие — «белыми» или «фашистами». В процессе игры иногда необходимо менять роли ее участников. Это может быть вызвано и неудачным подбором на роль ребенка, и его нежеланием играть, и, наоборот, особой заинтересованностью. Смена ролей может быть предусмотрена содержанием, правилами игры. Она должна протекать в рамках игры, перевод с роли на роль может делать лишь лицо, организующее игру, или сам коллектив играющих, важно не обидеть, не оскорбить ребенка. В ролевых играх применяются «отпуск», «переквалификация», «Повышение и понижение в должности», «прием на работу», «конкурс на роль» и т.п.

(Цитата из работы: Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры.- М.,1994. С. 206—208.)

Приложение 16

Игра «СВЕТОФОР»

Класс делится на команды. Выбираются судьи из старших ребят или родителей. Игра состоит из двух частей: домашнее задание и выполнение теоретических заданий непосредственно во время игры. В домашнее задание входит: выполнение рисунков по тематике правил дорожного движения; сочинение стихов и загадок о правилах дорожного движения. Задания к игре выполняются по станциям. Перед игрой каждой команде выдаются путевые листы, где указана очередность прохождения станций. На станциях судьи вносят в путевые листы оценки.

Станция «Подумай – отгадай». Правильный ответ – 5 очков. На заданные вопросы отвечает любой член команды.

- Что такое тротуар (улица, проезжая часть)?

- Где нужно ходить пешеходам?

- Как перейти улицу с односторонним (двусторонним) движением?

- Как должен двигаться пешеход на загородной дороге?

- Что такое «зебра»?

- Что такое перекресток? Назовите его виды.

- С какого возраста разрешается ездить по улице на велосипедах?

Станция «Узнай знак». Правильный ответ – 5 очков.

На этой станции участники игры должны назвать дорожный знак, предложенный судьей, и объяснить его смысл. Количество знаков 8-10. Они касаются поведения пешеходов на улицах.

Станция «Ловкий пешеход».

На ватмане, прикрепленном к стене, нарисован светофор. Его круги (красный, желтый и зеленый) имеют диаметр 15-20 см. Каждый игрок команды должен попасть маленьким мячом в круги светофора с расстояния 3-5 метров. При попадании мяча в зеленый круг, участник получает 5 очков, в желтый круг – 2 очка, в красный – 0 очков.

Станция «Светофор». Правильный ответ – 5 очков. На заданные вопросы отвечает любой член команды.

- Какие сигналы светофора вы знаете?

- Можно ли начинать переход при желтом сигнале светофора?

- Как должен поступить пешеход, если он не закончил переход в момент включения желтого сигнала?

- Как располагаются сигналы в вертикальном светофоре?

- Существуют ли специальные светофоры?

Станция «Красный – зеленый». Правильный ответ – 2 очка.

По своему выбору член жюри дает любому участнику команды красный или зеленый шар. Красный шар означает: показать запрещенные знаки, зеленый – разрешающие.

Станция «Перейти улицу». Каждый победивший в этом конкурсе приносит команде 5 очков.

На станции приготовлены три круга (желтый, красный, зеленый). В 10 шагах перед судьей в шеренгу выстраиваются все члены команды. Задача участников – перейти улицу без условных потерь. Если судья показывает красный цвет, нужно сделать шаг назад, зеленый – шаг вперед, желтый – остаться на месте. Кто ошибется – выбывает из игры.

Командные итоги игры подводятся по сумме баллов, набранной каждой командой на всех станциях и за выполнение домашнего задания.

(Игра разработана в ходе коллективной деятельности автора и студентов-заочников)

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды игр вы знаете?

2. Почему дети предпочитают игры другим видам деятельности?

3. В чем специфика игровой деятельности в воспитательной работе с младшим школьником?

4. Какие особенности младшего школьного возраста необходимо использовать в подготовке и проведении игры ?

5. Должен ли играть учитель вместе со школьниками и какова в целом его роль в подготовке и проведении игры?

Наши рекомендации