Современные подходы к воспитанию
В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.
Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом:
• Поскольку формирующаяся личность — это целостное образование, то и воспитываться она должна в интегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.
• При гаком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.
• Формируется неповторимый облик образовательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.
• Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения.
Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание.
Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.
Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов.
Несмотря на то, что любое воспитание ориентировано на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.
41. Педагогические технологии обучения
Понятие «педагогические технологии» появилось во второй половине XX века в связи с научно-технической и технологической революцией в производственно-экономической сфере общества. Сущность технологии как деятельности можно лучше понять в противопоставлении искусству. Если искусство преимущественно основано на чувстве, интуиции и экспромте, то технология — на разуме, логике и планировании.
Педагогическая технология — это система последовательных действий педагога, связанных с решением педагогических задач, планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Педагогические технологии взаимосвязаны с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией — это и есть мастерство как высшее проявление педагогического профессионализма. Особое место в структуре педмастерства занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков педагога, которая необходима для эффективной реализации педагогических технологий.
В педагогической практике используются различные технологии обучения:
• Традиционная технология обучения - это технология транспортирования или передачи знаний, умений и навыков от обучающего к обучаемым. Действия преподавателя при этом связаны с объяснением, показом операций, оценкой их выполнения учениками и корректировкой. Учащимся отведены исполнительные функции репродуктивного характера, гарантирующие освоение предлагаемого учебного материала.
• Технология программированного обучения появилась в середине 60-х годов XX века в связи с поиском решения проблемы управления процессом обучения (Б.Ф. Скиннер, Н.А. Краузер, И. Куписевич и др.). Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанным обучающим програмам с помощью специальных средств (программированные учебники, особые обучающие машины, ЭВМ, микрокомпьютеры и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (уровень обучаемости, темп обучения и т.д.).
• Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов и др.) связана с интенсификацией традиционного обучения, с поиском резервов умственного развития учащихся. Ее суть заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении при максимальной самостоятельности обучаемых и под общим руководством обучающего. Проблемное обучение способствует не только приобретению необходимых знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития учащихся, формированию у них способностей к самообучению.
• Технология модульного обучения (П.Я. Юцявичене, Т.И. Шамова и др.) основана на том, что учащийся самостоятельно достигает учебных целей, работая с модулем. Модуль — это законченный блок информации, в который входят четко обозначенные цели обучения, банк информации и методическое руководство по достижению целей. Модульное структурирование учебного материала придает процессу обучения гибкость и динамичность. Модули можно заменять, переставлять, обновлять, не нарушая всего курса. При этом роль преподавателя сводится к функциям консультанта и координатора.
• Самые современные технологии обучения обычно связаны с использованием мультимедийной и компьютерной техники, а также сети Интернет. На основе информационных технологий и электронной техники все шире внедряются в учебный процесс мультимедийные презентации, тестовые системы, электронные библиотеки, системы дистанционного обучения (в том числе с технологиями коммуникаций для обратной связи) и другие технологии.
42. Социализация личности и ее издержки
Развитие личности - это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательского воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации.
Социализация личности - это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет свою автономию по отношению к обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личностные ценности и ориентиры.
Стадии социализации:
• Первичная социализация, или стадия адаптации — от рождения до подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
• Стадия индивидуализации — появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как не все еще устоялось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18—25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчиво — концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
• Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или обществом. Если же не принимаются, то возможны два исхода:
а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
б) изменение себя, стремление стать «таким как все», конформизм, соглашательство, адаптация.
• Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и обогащает его в процессе активной социальной деятельности.
Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и т.д. Компании сверстников облегчают также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.
Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности.
С другой стороны, нарушения могут приводить к асоциальному или девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе.
Причины девиаций в поведении молодых людей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценно-стных ориентациях молодежи, в результате неблагопри-ятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов.
Разновидности девиантного поведения:
• делинквентное поведение — характеризуется склонностью к правонарушениям или преступлениям;
• аддиктивное поведение — предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
43. Семья - это важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т.д.
Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:
• в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспитание);
• в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи.
С одной стороны, социальное научение в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками; с другой - оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.
Семейное воспитание — это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы:
^ наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;
^ материально-экономическая обеспеченность семьи; ^ социальное положение и уклад жизни в семье; ^ структура семьи и ее количественный состав; ^ место проживания и жилищные условия семьи; ^ отношения в семье к ребенку и другие факторы. Задачи семейного воспитания:
^ создать благоприятные условия для развития ребенка;
^ стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;
^ передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
^ воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
^ гуманность и внимание к растущему человеку;
^ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников;
открытость и доверительность отношений с детьми;
^ оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье;
^ последовательность в своих требованиях и справедливость;
У оказание помощи ребенку, отзывчивость. Основные направления семейного воспитания:
• Физическое воспитание — основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т.д.
• Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей.
• Нравственное воспитание — где на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.
• Эстетическое воспитание — призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном.
• Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо.
44. Типы семей и особенности их влияния на детей
Взависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:
• простая семья — супружеская пара с детьми, не состоящими в браке;
• расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;
• полная семья — в состав которой входят оба супруга;
• неполная семья — в которой один из супругов отсутствует.
Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Например, в простой семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь быстрее нарушаются традиции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспитание усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Однако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близкими и ответственными.
Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей:
• Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.
• Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными.
• Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
• Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
• Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
45. Условия успешного воспитания в семье
Выдающийся русский педагог XIX—XX века П.Ф. Лес-гафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следующим образом:
• Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный такой атмосферы не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Вместе с тем, педагог предупреждает, что слепая, неразумная материнская любовь делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
• Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше, если эту роль выполняет мать, но это может быть и неродной воспитатель.
• Регулярный и радостный общественно-полезный труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
• Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и т.д. У ребенка, привыкшего испытывать такие раздражители, не вырабатывается способность к целеустремленной деятельности.
• Гармоническое развитие всех способностей ребенка: слушание сказок, музыки и песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду. Игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы - рисованием, лепкой и т.д. Это объясняется тем, что никто не знает, в какой области деятельности может проявиться особый талант ребенка.
• Соблюдение принципа постепенности и последовательности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.
• Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.
С точки зрения современной педагогики, для успешного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты:
• Взаимоотношения между супругами, культура их общения - определяют общий психологический климат семьи. Взаимодействия супругов — это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.
• Контакт глаз между родителями и детьми — очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания, но и для удовлетворения эмоциональной потребности ребенка. Было бы большой ошибкой использовать лишь только строгий взгляд.
• Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр.) - является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений.
• Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувствовать себя значимой личностью. Это возможно, когда его не только замечают, но и вникают в его проблемы, страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совместными делами, играми.
• Дисциплина - последовательность требований, соответствие требований возрасту, соответствие наказаний проступку.
46. Причины неправильного воспитания в семье
Неправильное воспитание в семье уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого воспитания в семье различны:
• Безнадзорность, или бесконтрольность, когда родители не уделяют должного внимания детям. В итоге, предоставленные сами себе, дети попадают под негативное влияние уличных компаний.
• Гиперопека, когда жизнь ребенка находится под бдительным надзором. Когда он постоянно слышит указания, предупреждения, запреты. В результате такого «воспитания» становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах.
• Воспитание по типу «Золушки», то есть в обстановке безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности или озлоблению детей.
• «Жесткое» воспитание, когда за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и держат в постоянном страхе. Ушинский К.Д. указывал, что страх - самый сильный источник таких пороков, как жестокость, озлобленность, приспособленчество и угодничество.
• Физическое наказание — которое педагоги-ученые называют синдромом опасного обращения с детьми. Оно может наносить ребенку не только физические, но и психические, нравственные травмы. Наказываемые таким образом подростки впоследствии сами нередко становятся жестокими, плохо контактируют с окружающими и адаптируются в трудовых коллективах.
47.Причиной неправильного воспитания в семье является также ложный авторитет родителей:
• Авторитет подавления, когда родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую его вину сопровождают наказанием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость.
• Авторитет тщеславия, который строится на высокомерном стремлении к славе, почитанию и превосходству, на кичливом демонстрировании своих достоинств, в том числе и своим детям. Все это формирует у ребенка аналогичный стиль поведения.
• Авторитет педантизма, когда родители ведут себя с детьми, как бюрократы, настаивают на своем даже в мелочах и даже если неправы. Такой авторитет убивает детскую инициативу и самостоятельность.
• Авторитет морализирования, когда родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуждениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма.
• Авторитет сентиментальности, когда слащавые признания в любви сыплются на детей в избыточном количестве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так воспитываются интриганы — люди, склонные к неблаговидным, скрытным действиям против кого-нибудь.
• Авторитет добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний.
• Авторитет панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их требований.
• Авторитет подкупа, когда послушание покупается подарками или обещаниями, что делает детей меркантильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хорошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он утаивает, становясь расчетливым и неискренним.
48.Развитие личности в трудовой деятельности
Трудовая деятельность, или просто труд (работа) — это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида:
• производство ценностей материального содержания называют физическим трудом (труд токаря, тракториста, повара и т.д.);
• производство ценностей духовного содержания называют интеллектуальным, или умственным трудом (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.).
Выделяют также следующие виды труда:
^ учебный труд;
^ труд по самообслуживанию;
^ семейно-бытовой труд;
^ профессиональный труд;
^ производительный труд;
^ общественно-полезный труд и другие.
В структуре жизнедеятельности человека труд занимает особое место. Благодаря труду сформировалось современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, кто он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, психический и социальный, то есть трудовая деятельность способствует разностороннему развитию человека.
Согласно Конституции Республики Беларусь (1996г.), труд определяется «как наиболее достойный способ самоутверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспитание. Его основу в школьные годы составляют учебный, общественно полезный и производительный труд, предполагающий участие школьников в создании материальных ценностей.
Основные требования к учебно-воспитательному труду:
•У сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащихся;
^ доступность и посильность трудовой деятельности;
^ добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся;
^ сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности.
Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими его социальными функциями:
' • организационная — коллектив является субъектом управления своей общественно-полезной трудовой деятельностью;
• воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду;
• стимулирующая — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует I рудовые взаимоотношения.
Однако, чтобы коллектив выполнял перечисленные функции, он должен пройти все стадии своего становления:
• первая стадия — связана с взаимным принятием сотрудниками друг друга; совместно вырабатываются нормы делового взаимодействия; однако, в личных отношениях сотрудники руководствуются собственными нормами и правилами;
• вторая стадия — все начинают принимать участие в выработке и принятии коллективных решений, формируется актив трудового коллектива и общие нормы поведения его членов;
• третья стадия - усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождествление себя с коллективом;
• четвертая стадия — внешний контроль работы членов коллектива превращается в самоконтроль, коллектив становится зрелой естественной формой социальной жизнедеятельности его членов.
49. Влияние игры на развитие личности
Игру часто определяют как деятельность, выполняемую не для получения каких-либо материальных или идеальных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смысла) в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.
Функции игры в жизнедеятельности человека:
^ предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;
^ моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;
^ создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;
^ сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;
выявление и развитие личностных качеств играющих, их ловкости, находчивости, решительности, настойчивости, честности и т.д.
^ создание пространства для фантазии, импровизации, открытия чего-то нового;
^ удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.
Игры бывают:
^ подвижные и интеллектуальные;
^ индивидуальные, парные и групповые;
^ состязательные и ролевые.
Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.
Игры, используемые в обучении (дидактические), бывают ролевыми, имитационными, деловыми и организа-ционно-деятельностными.
Особенно важной формой жизнедеятельности игра является для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.
В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже называл сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.
В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ро-левые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реальных вещей их условные обозначения, дети готовятся к пониманию знаков — слов, букв, математических символов.
В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных — восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обучении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.
Многие дидактические игры используются для упражнений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки соответствующих умений. При изучении экономических дисциплин - это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.
Особого внимания заслуживают современные компьютерные игры, привлекающие к себе все большее количество поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологической зависимости от них. Механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.
В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления застенчивости, замкнутости.
50. Творчество — это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.
В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:
• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;
• реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»;
• является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.
Креативность - это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.
Креативной личности присущи следующие свойства:
• когнитивные - чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;
• эмоциональные - высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;
• мотивационные — потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости;
• коммуникативные — инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.
Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:
• конвергентное мышление — идет по одному руслу и находит только одно решение;
■ дивергентное мышление — допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.
Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:
• подвижность — способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти о<