Обучение как целенаправленный процесс формирования личности
Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обучения имеет такую же структуру, как и любой педагогический процесс: цель обучения - принципы обучения - содержание обучения - методы обучения — средства обучения-формы обучения.
, Цель обучения в современной дидактике (теории обучения) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей составляющих. Эти цели определяют и соответствующие функ-ции процесса обучения.
Образовательная цель (функция) процесса обучения заключается в формировании определенных знаний и навыков обучающихся. Например, образовательной целью представляемого здесь раздела «Основы педагогики» является формирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагогических явлениях, процессах, системах и технологиях.
Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изучения раздела «Основы педагогики» — это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, осмысленных взглядов на социально-педагогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.
Развивающая цель (функция) обучения реализуется, главным образом, в развитии мышления, творческих способностей и дарований личности. В нашем случай - это формирование у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Принципы обучения ~ это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно здесь выделяют Принцип научности обучения, принцип систематичности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью и другие.
Содержание обучения - это та система знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы развития личности. Обычно содержание обучения, представляется в учебных планах, программах и учебниках.
Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярными из которых являются следующие две:
• Классификация по источнику получаемойинформации, где все методы делятся на три группы: словесные, наглядные и практические, у.
• Классификация по характеру познавательнойдеятельности обучаемых, где все методь! делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные," репродуктивные, методы проблемного изложения материала, частично-поисковые й исследовательские методы, обучения.
Средства обучения - это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты, технические средства обучения (ТСО), раздаточный материал и т.д.
Формы организации обучения — это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.
37. В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание — это целенаправленное воздействие на личность. Его можно считать частью социализации.
Воспитание всегда направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.
Различные типы обществ в разные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.
Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях Республики Беларусь призвана сосредоточиться на достижении следующих целей:
• Формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
• Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения.
• Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.
• Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.
В отличие от технократической, авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы:
• Уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.
• Природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников.
• Кулыпуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привычки.
• Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.
Основу содержаниятакой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковско-го, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением и другие.
Средства воспитания — это мероприятия или виды деятельности воспитанников: учебные занятия, беседы, собрания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.
38. В современной педагогике методы воспитания оп-I ределяются как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач.
выделяют три основные группы методов воспитания:
• убеждения;
• стимулирующие (возвратно-оценочные);
• организации жизни и деятельности.
Методы убеждения.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего.
Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные (воспитанникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы); дискуссионные (предлагаются различные пути решения проблем, и воспитанники самостоятельно должны прийти к правильному ответу); взаимного просвещения.
К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение — регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положив тельных и отрицательных качеств личности воспитанника:] стимулирование первых и торможение вторых.
Цель методов организации жизни и деятельности — научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов лежит непосредственный практический опыч^ людей. Назовем некоторые из них:
• педагогическое требование;
• приучение;
• упражнение;
• создание воспитывающих ситуаций;
• пример.
Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской?! психологии, лечебной педагогики. Внушение — это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика.
Средства воспитания применяются в единстве с методами и педагогическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа и др.
Средства воспитания — это мероприятия или виды деятельности воспитанников: учебные занятия, беседы, собрания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.