Дайте общую характеристику учебной деятельности.
Учебной называют такую деятельность, в которой в качестве ведущего мотива выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида. Учебная деятельностьсостоит из следующих основных звеньев: учебной цели, способа исполнения, контроля и оценки. Структура учебной деятельности: познавательный мотив – познавательная цель – познавательная задача – познавательные действия – контроль – оценка.
Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек целенаправленно приобретает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности. Учебная деятельность предполагает два взаимосвязанных процесса: учение и обучение. Обучение – это сознательный процесс, предполагающий совместную деятельность учащегося и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно делают акцент на деятельности учителя. Учение как аспект учебной деятельности больше связано с деятельностью ученика, его учебными действиями, направленными на развитие способностей и приобретение необходимых знаний, умений и навыков.
Стороны учебной деятельности: Внешнюю сторону учебной деятельности составляют практические действия учащихся с предметами, которые включены в учебный процесс (учебные пособия, вспомогательные средства и др.). Внутренняя сторона учебной деятельности представлена внутренними умственными действиями и операциями, которые выполняет ученик(восприятие, запоминание, мыслительная переработка информации, воспроизведение материала).
Ориентировочная сторона учебной деятельности – это внешние и внутренние действия, направленные на ознакомление с составом усваиваемых знаний, умений и навыков и критериями научения.
Исполнительская сторона учебной деятельности характеризует сам процесс усвоения и использования соответствующих знаний, умений и навыков. Все стороны учебной деятельности связаны с разнообразными учебными действиями и операциями.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности: 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА, В.В. ДАВЫДОВА.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивали теоретические идеи Л.Н. Выготского. Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. При экспериментальном изучении этой проблемы Эльконин – Давыдов опирались на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности.
Уч. деят-ть по Эльк-Дав. –деят-ть, в процессе кот. усваиваются научные понятия и обобщенный способ действия. Харак-ки уч. деят-ти: 1)она проходит в определ. услов; 2)в ней усваиваются научн. понят.; 3)в ней усв. общ. способ действия,кот. пригоден для целого класса подобных з-ч; 4)парадокс уч.д-ти закл в том, что усваивая научн. понят. (кот. явл. предметом уч. д-ти) обучающиеся ничего в них не меняют; 5)рез-том уч.д-ти явл.сам обучающийся, он приобр. нов. кач-ва (новообр. мл.шк.воз-та – рефл.,планир.ф-ция мышл.,произв-ть,теорит.мышл.); 6)учение только тогда явл. д-тью, когда побуждается адекватн. мотивами – учебно-познават. (цель получение диплома – не учебн. д-ть)
Структура учебной деятельности: познавательный мотив – познавательная цель – познавательная задача – познавательные действия (1.преобразов, 2. моделиров., 3. преобраз.модели, 4.постр. сист. частн. з-ч) – контроль – оценка.
Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).
ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ УЧЕБНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧ. ПОКАЖИТЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ И УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Учебная задача - проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.Учебная задача – обобщенный способ действия, кот. р-к должен усвоить.
Уч. з-чуследует отличать от практ. з-чи, последняя направлена на решение единичной з-чи (3+2=5 – это частн. з-ча, а уч. з-ча: научиться складывать числа). Решение уч. з-чи достиг. благодаря выполнению уч. действий: (1.преобразов, 2. моделиров., 3. преобраз.модели, 4.постр. сист. частн. з-ч. Уч. з-ча может формулир. самим педагогом, но наиболее лучший вариант, когда педагог так организует д-ть,, что дети самост-но формулир. з-чи.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет свого действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Примером учебной ситуации может послужить «прогулка в поисках печатного знака или слова», во время которой учитель, обходя с малышами классную комнату или школьное здание, или школьный двор, с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.), которое затем прочитывается и заносится в классную книгу знакомых слов и знаков (книгу «Я умею читать»).
Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.