Тема 3. Психологические теории учения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
- Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
- Основные принципы обучения Л.В.Занкова.
- Теория системогенеза учебной деятельности В.Н.Шадрикова.
Литература
1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. - С.120-135.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
5. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982.
6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - С. 10-67.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
- Проведите сравнение и представьте результаты в таблице общую теорию деятельности и теорию системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова.
- Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
- Проведите анализ формирования обобщенного способа учебной деятельности в разных теориях учения.
- Выделите и обоснуйте основные критерии оценки эффективности учения в разных теориях учения.
Задания третьего уровня.
- Разработайте схему анализа урока при организации учебной деятельности школьников в методологии разных теорий учения.
- Разработайте конспект фрагмента урока психологии (педагогики) в рамках одной из теорий учения.
- Проанализируйте учебники, разработанные на основе теории Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с целью проверить полноту реализации аспектов теории в них.
Тема 4. Психологическое содержание учебной деятельности.
План.
1. Понятие и структура учебной деятельности.
2. Индивидуальные различия в учебной деятельности.
3. Психологические основы эффективных педагогических технологий.
4. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.
Литература:
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
- Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.-256с.
7. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.
Задания первого уровня.
1. Напишите конспект к семинарскому занятию.
2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
1. Разработайте критерии умения учиться и подберите методы их диагностики для старших школьников.
2. Проанализируйте учебники для школьников: на какие учебные действия направлены предлагаемые задания, сколько процентов учебных заданий направлены на продуктивные и репродуктивные учебные действия, сколько % заданий формируют умения ставить цель, планировать, контролировать, оценивать результаты овладения обобщенным способом действия (в основу анализа нужно положить не меньше двух классификаций учебных действий).
3. Опишите приемы формирования учебной деятельности школьников на занятиях в разных технологиях обучения.
Задания третьего уровня.
1. Создайте обобщенную модель учебной деятельности человека (в модели может быть отражена не только структура, этапы, но и индивидуальный стиль учебной деятельности).
2. Разработайте систему приемов формирующих действия целеполагания в процессе обучения.
3. Проведите анализ разных направлений обучения и технологий с точки зрения формирования учебной деятельности.
4. Разработайте критерии оценки индивидуального стиля учебной деятельности и возможную типологию этих стилей.
Критерии | Индивидуальные показатели. |
1. Учебная мотивация | 1. преобладание внешней мотивации 2. преобладание мотивации достижения 3. избирательная познавательная мотивация 4. … |
2. | … |
Тема 5. Мотивация учения.
План.
1. Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
2. Формирование мотивации учения.
3. Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.
Литература:
1. Бурова А.В. Мотивация учения. - Волгоград, 1976.
2. Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. - М., 1982.
3. Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
4. Мурачковский П.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - М., 1977.
5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1981.
6. Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
- Сравните способы мотивации персонала в организации менеджером и мотивации учеников к учебной деятельности педагогом. Оцените уровень эффективности способов учебной мотивации.
- Проведите анализ приемов мотивации в системе вузовского обучения.
- Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.
Задания третьего уровня.
- Разработайте систему приемов (факторов) учебной мотивации студентов вуза.
- Перечислите (или разработайте сами) приемы коррекции нарушения учебной мотивации ученика.
- Проведите анализ деятельности какого-либо учителя (конкретного) с точки зрения формирования учебной мотивации.
Тема 6. Психология педагогической оценки
План:
1. Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей.
2. Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок.
3. Условия эффективности педагогической оценки.
4. Возрастные особенности педагогической оценки.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980. - С. 20-33, 42-49.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательные функции школьных оценок. М., 1986.
3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980. -Т.2. - С. 128-272.
4. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. -Кн. 2. - М., 1994. - С. 377-391.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Опишите новые технологии оценивания учащихся.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
- Проведите психологический анализ эффективности существующих способов оценивания результатов учебной деятельности школьников.
- Придумайте новые способы оценки, свободные от недостатков существующих.
- Разработайте и (или) опишите психолого-педагогическую технологию формирования действия контроля и оценки у школьников.
- Проведите анализ программ/ учебников/ педагогических технологий с точки зрения формирования действий контроля и оценки.
Задания третьего уровня.
- Напишите эссе на тему: «Возможна ли объективная оценка учебных достижений ученика».
- Перечислите существующие и придумайте новые приемы обучения самооценке в учебной деятельности с учетом возрастных особенностей.
- Разработайте рекомендации учителям по вопросу использования оценки как способа стимулирования учебной активности.
Тема 7. Психология образовательной среды.
План:
- Понятие социальной и образовательной среды. Экологическая психология социальной среды.
- Структура и психологические особенности компонентов образовательной среды.
- Критерии оценки образовательных сред. Типология образовательных сред.
- Психологическая безопасность образовательной среды.
Литература.
1. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
2. Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. – М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. М., 2002.
4. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе/И.А.Баева. - СПб.: Речь,2002.-251с.
5. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-http://tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt
6. Новые ценности образования: культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997.
7. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды //Педагогика.-2005.-№10.-С.18-26.
8. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. - Пермь: Уральский ГУ,2005.
9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Опишите типы образовательных сред.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
- Дайте сравнительную характеристику образовательной среды вуза и школы (разных вузов или школ, в зависимости от опыта наблюдений).
- Приведите примеры психологически безопасной и опасной образовательной среды. Какие признаки являются для вас определяющими?
- Установите соответствие между типом образовательной среды (основными ценностями) и технологиями, стилем отношений субъектов, принципами воспитательного пространства.
- Заполните таблицу:
Тип образовательной среды | Отношения учителя-учеников-родителей. | Предпочитаемые технологии и концепции обучения. | Критерии эффективности образования | Материальное оснащение среды |
Задания третьего уровня.
- Разработайте систему критериев диагностики образовательной среды вуза, школы, учреждения дополнительного образования.
- Разработайте рекомендации к материальной составляющей образовательной среды определенного типа.
- Напишите и обоснуйте основные принципы психологической экологии школы.
- Создайте свою типологию образовательных сред, обоснуйте критерий, положенный в основу.
- Разработайте эталонную модель психологически безопасной образовательной среды школы (вуза, дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования).