Тема 24.. Основы педагогического мастерства

Педагогическое мастерство как синтез теоретических знаний, практических умений.

Требования к педагогу (личностные и профессиональные) в новых социальных условиях.

Стандарт и творчество. Повторяемость и не повторяемость в педагогическом мастерстве. Пути совершенствования педагогического мастерства. Новаторство и передовой опыт в процессе становления педагога-мастера.

Понятие о культуре личности преподавателя. Самовыражение и саморегуляция. Педагогическая техника, такт, авторитет. Активная жизненная позиция преподавателя в утверждении нравственных норм жизни. Педагогические способности и их характеристика

Самооценка и самоанализ педагогических способностей. Способы и приёмы развития педагогических способностей. Роль преподавателя в жизни общества, его авторитет и престиж.

Литература:

Основная

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие М.:Академия, 1999 С.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.

Дополнительная:

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие. Изд. 2-е, М.: Академия, 1999. С.

Успенский В.Б. Чернявская А. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. Росто-на-Дону,2002. С.

Семинар

Примерные вопросы к сдаче экзамена по педагогике

История педагогики

1. Педагогическая мысль в античный период. Спартанская и Афинская школы.

2. Идеи о воспитании античных философов Древней Греции и Древнего Рима.

3. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания.

4. Система обучения в средние века. Схоластика: содержание и особенности.

5. Становление и развитие университетского образования в Западной Европе.

6. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.

7. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ф. Рабле.

8. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Дж. Локк

9. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ж.-Ж. Руссо.

10. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Г.Песталоцци

11. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: А.Дистервег.

12. Педагогические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса

13. Особенности и содержание вальдорфской педагогики.

14. Антропософия Р. Штейнера и её воспитательное значение.

15. Развитие педагогической мысли в Древней Руси: источники, традиции воспитания.

16. Литературно-педагогические памятники России. Древнерусская учебная литература.

17. Особенности и содержание педагогической мысли в России X-XVII вв.

18. Русская педагогика XVIII века: реформы Петра I и их историческое значение.

19. Педагогическое наследие М.В. Ломоносова: синтез европейской и русской науки.

20. Светское и духовное воспитание в России в XIX веке: выдающиеся педагоги, их концепции и идеи.

21. Педагогические теории В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова ( по выбору ).

22. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского .

23. Концепция свободного воспитания личности в педагогических воззрениях Л.Н. Толстого.

24. Реорганизация системы образования в послереволюционный период (после 1917 г.)

25. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской.

26. Педагогические идеи А.С. Макаренко и их современная оценка.

27. Выдающиеся педагоги ХХ века, их основные идеи взгляды. ( С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд.

28. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского .

29. Педагогическая деятельность педагогов – новаторов: М.Щетинин, И.Волков и др.

30. Педагогика на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

31. Современные реформы в системе образования: цель, задачи, содержание. (Болонское соглашение)

Теория педагогики

1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.

2. Личность как предмет воспитания.

3. Цели воспитания в современной педагогике, особенности, содержание.

4. Характеристика закономерностей воспитания.

5. Характеристика принципов воспитания.

6. Современные педагогические концепции теории воспитания, методики и технологии.

7. Отечественные и зарубежные теории воспитания: сравнительный анализ.

8. Особенности и содержание нравственного воспитания личности.

9. Основные закономерности и принципы воспитания.

10. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях

11. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

12. Семейное воспитание: принципы и содержание.

13. Формы и методы организации учебно-воспитательногоьпроцесса.

14. Активные и проблемные методы обучения.

15. Традиционные и новые технологии обучения, их применение.

16. Педагогические проблемы самообразования и руководства самостоятельной работой учащихся.

17. Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

18. Теоретические и практические основы педагогического мастерства.

19. Проблема авторитета и авторитарности в педагогике.

20. Образование как система, процесс, результат, ценность.

21. Современные образовательные реформы. Болонское соглашение

22. Гос. стандарт: направленность, цели, задачи, содержание.

23. Коллектив и личность: особенности взаимодействия, методы изучения.

24. Становление мировоззрения личности в процессе ее обучения.

25. Методологические основы современных педагогических исследований.

26. Критерии актуальности и новизны педагогического исследования.

27. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

28. Единство логического и исторического в педагогическом исследовании.

29. Методы психодиагностики и их применение в педагогической науке.

30. Соотношение теории истории, методики в педагогическом исследовании.

Наши рекомендации