Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии, протокол
№ 3 от 28 октября 2009 года.
СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Л.С. Зорилова,
доктор культурологии, профессор
зав. кафедрой педагогики и психологии
К.К.Григорян,
кандидат психологических наук, профессор
Т.В.Христидис, доктор педагогических наук, профессор
Н.Ф.Спинжар, кандидат педагогических наук, профессор,
В.И.Флоря, кандидат педагогических наук, профессор
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины Психология и педагогика разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, типовой Программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и предназначена для студентов Московского государственного университета культуры и искусств.
Будущие специалисты должны владеть знаниями в области психологии и педагогики, знать основные закономерности, утвердившиеся в зарубежной и отечественной науке прошлого и настоящего, современные идеи в области воспитания, образования, развития личности, усвоить основные психолого-педагогические понятия, формы, методы обучения и воспитания. Изучение курса психологии и педагогики будут способствовать: повышению общей и психолого-педагогической культуры студентов, формированию у них целостного представления о психологических особенностях человека, умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
Усвоение содержания данной Программы осуществляется в процессе сочетания различных форм и методов обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой игры и др.
Программа написана для студентов следующих специальностей:
1. Для специальностей: «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство» -
психология – 72ч.( 2сем. –экзамен)
педагогика – 72ч. (4сем. –экзамен +курс/раб.)
Всего: 220ч. (144ауд./76ч. сам.раб.)
2. Для специальностей: «Государственное муниципальное право», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство), «Таможенное дело» -
психология - 35ч. (1сем. – зачет)
педагогика - 35ч. (2сем. – экзамен)
Всего: 80ч.(70ч.ауд./10ч. сам.раб.)
3. Для специальности: «Библиотечно-информационная деятельность» -
психология – 52ч. (1сем. – экзамен + реферат)
педагогика – 52ч. (2сем. – экзамен+ реферат)
Всего: 260ч. (104ч.ауд./ 156ч. сам.р.)
4. Для специальностей: «Социально-культурная деятельность», «Звукорежиссура» - психология – 1сем. зачет
педагогика - 3 сем. экзамен
Всего: 168ч.( 72ч.ауд/96ч.сам.раб.)
5. Для специальностей: «Организация и работа с молодежью», «Культурология»- психология – 1сем. зачет
педагогика – 3сем. экзамен
Всего: 142ч. (72ч.ауд/70ч.сам.раб.)
6. Для специальности: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» - психология -3,4сем. (4сем. – экзамен)
педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)
Всего: 200ч.(124ауд./76ч. с.р.)
7. Для специальностей: «Режиссура театра», «Народное художественное творчество (любительский театр)» -
психология -3,4сем. (4сем. – экзамен)
педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)
Всего: 246ч.(136ауд./110ч. с.р.)
8. Для специальности: «Актерское искусство» -
психология - 4сем. – зачет
педагогика – 6сем. – экзамен +курс/раб.
Всего: 200ч.(136ауд./64ч. с.р.)
9. Для специальности: «Народное художественное творчество (хореография)» -
психология -3,4сем. (4сем. – зачет)
педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)
Всего: 220ч.(144ауд./76ч. с.р.)
Программа включает в себя 2 основных раздела:
1. «Психология»;
2. «Педагогика»;
В первом разделе курса – «Психология» – рассматриваются предмет и задачи психологии, методы исследования, историко-теоретические особенности развития психологии как науки, современное состояние и перспективы развития отечественной психологии. Понятие «личность» в психологии, индивидуально-психологические свойства личности, сознание, самосознание и её компоненты – Я-образ, самооценка, уровень притязаний, психические процессы – познавательные, волевые, эмоциональные, формы активности – деятельность, общение, поведение.
Во втором разделе курса – «Педагогика» – рассматриваются предмет и задачи педагогики, методы научно-педагогических исследований, история развития педагогической мысли в России и за рубежом, методологические основы педагогики, система педагогических наук и связь педагогики с психологией, философией, этикой, эстетикой, другими науками о человеке. В данном разделе характеризуются различные теории воспитания, представлены основы дидактики, её категории, основные закономерности, принципы, методы, средства, и организационные формы обучения, содержание образования и самообразования, даны теоретические и практические основы педагогического мастерства преподавателя. Мастерство рассматривается как особая форма соотношения теоретических знаний и практических умений, необходимых для всех видов профессиональной педагогической деятельности.
1. Для специальностей: «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство»
ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИКА
Содержание курса
Цель курса «педагогика» –дать систему фундаментальных научных знаний в области педагогики, необходимых для дальнейшего изучения дисциплин общей профессиональной и предметной подготовки;сформировать у студентов адекватное представление о современной зарубежной и отечественной педагогической науке и практике; способствовать формированию профессионально значимых качеств личности будущих специалистов в области культуры и искусства.
Организационно-методическое построение раздела «педагогика». Курс состоит из лекций, семинаров, самостоятельной работы. На лекциях используется разнообразный иллюстративный материал – видеофильмы, схемы, рисунки, портреты. На семинарских занятиях обсуждается содержание рекомендованных к изучению первоисточников, студентами подготавливаются и заслушиваются доклады, даются рекомендации об организации самостоятельной работы с целью более успешного освоения педагогических знаний, становления умений и навыков в области обучения и воспитания личности.
Тема 1. Актуальные проблемы и предмет педагогики.Педагогика - наука о воспитании человека. Предмет педагогики. Система педагогических наук. Место педагогики в системе педагогических наук. Антропоцентризм,, индивидуализация образования и воспитания. Ориентация учебно-воспитательного процесса на реализацию системы непрерывного художественно-эстетического, духовно-личностного и творческого развития. Изучение и обобщение зарубежного опыта.
Литература: Основная
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.