Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)
· ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА
· перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ)
· развитие саморегуляции поведения, воли
· усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний
· овладение навыками домашнего труда
· расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе
· игры развивающие занимают второе место после учебы
· формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки
· формируются уверенность в себе, компетентность; либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, ≪школьные неврозы≫
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
· интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма
· неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений
· САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми
· ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьмина основе необходимости ≪завоевать≫ признание, расположение и уважение сверстников к себе
· формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА
· возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения
· формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы
· отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам
· развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями
· самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены
· склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения
· появление сексуальных влечений и интересов
· формирование САМОСОЗНАНИЯ своего ≪Я≫, эгоидентичности
· избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей
Основные психологические особенности. Ранняя юность (14-18 лет)
· формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств
· происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ
· возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
· возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
· появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах
· формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ — как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии
· увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ
· СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ
· пренебрежение к советам старших
· КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия
· сухой рационализм, практицизм
· стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости
· стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ — основной мотив познавательной деятельности
· ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам
· ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ; формируетсяотношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ
· возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы
· происходит существенная перестройка эмоциональной сферы
· недостаточное осознание последствий своих поступков
Поздняя юность (18-25 лет)
· ЗРЕЛОСТЬ в умственном, нравственном отношениях
· убежденность, сложившееся мировоззрение
· ЧУВСТВО НОВОГО — СМЕЛОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
· СПОСОБНОСТЬ К УВЛЕЧЕНИЮ — ОПТИМИЗМ
· САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ
· КРИТИЧНОСТЬ и САМОКРИТИЧНОСТЬ. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью
· СКЕПТИЧЕСКОЕ, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения
· сохраняется МАКСИМАЛИЗМ и КРИТИЧНОСТЬ, отрицательное отношение к мнению старших
· неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком
· ПИК интеллектуальных и познавательных возможностей
· ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни
· ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере