Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)

· ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА

· перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ)

· развитие саморегуляции поведения, воли

· усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний

· овладение навыками домашнего труда

· расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе

· игры развивающие занимают второе место после учебы

· формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки

· формируются уверенность в себе, компетентность; либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, ≪школьные неврозы≫

Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

· интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма

· неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений

· САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми

· ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьмина основе необходимости ≪завоевать≫ признание, расположение и уважение сверстников к себе

· формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА

· возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения

· формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы

· отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам

· развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями

· самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены

· склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения

· появление сексуальных влечений и интересов

· формирование САМОСОЗНАНИЯ своего ≪Я≫, эгоидентичности

· избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей

Основные психологические особенности. Ранняя юность (14-18 лет)

· формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств

· происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ

· возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

· возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

· появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах

· формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ — как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии

· увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ

· СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ

· пренебрежение к советам старших

· КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия

· сухой рационализм, практицизм

· стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости

· стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ — основной мотив познавательной деятельности

· ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам

· ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ; формируетсяотношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ

· возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы

· происходит существенная перестройка эмоциональной сферы

· недостаточное осознание последствий своих поступков

Поздняя юность (18-25 лет)

· ЗРЕЛОСТЬ в умственном, нравственном отношениях

· убежденность, сложившееся мировоззрение

· ЧУВСТВО НОВОГО — СМЕЛОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

· СПОСОБНОСТЬ К УВЛЕЧЕНИЮ — ОПТИМИЗМ

· САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ

· КРИТИЧНОСТЬ и САМОКРИТИЧНОСТЬ. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью

· СКЕПТИЧЕСКОЕ, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения

· сохраняется МАКСИМАЛИЗМ и КРИТИЧНОСТЬ, отрицательное отношение к мнению старших

· неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком

· ПИК интеллектуальных и познавательных возможностей

· ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни

· ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере


Наши рекомендации