Структура личности как объекта общения.
СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ – понятие, которое благодаря введенному Б.Ф. Ломовым принципу субъект-субъектных отношений позволило преодолеть представление о личности как единственном инициаторе общения, лишь обладающем необходимым для общения набором коммуникативных качеств разного уровня; принцип субъект-субъектных отношений раскрыл взаимность, встречный характер отношений общения, показал необходимость исследования закономерностей его структуры, включающей разных субъектов с их разными намерениями, притязаниями, целями и разных типов отношений, которые они способны установить.
С.Л.Рубинштейн ввел ряд этико-психологических характеристик С.о.: недопустимость использования другого человека в качестве функции, средства достижения своих целей; поставил проблему сохранения позитивного отношения к другому человеку при встречном негативном отношении; раскрыл роль не воздействия и формирования, а именно влияния на другого человека человечным, любовным отношением, которое укрепляет другого, усиливает его сущность.
Понятие С.о. позволило выйти за пределы сведения общения к диалогу, преодолеть некоторую безличность понимания диалога и его сущности, якобы осуществляемой знаковыми, т. е. абстрактно-безличными средствами (критика которого была дана А.В.Брушлинским), а также дополнить диалогическое общение целым рядом других типов ситуаций и способов общения – такими как кооперация, консенсус, конфликт, конфронтация, оппозиция и т. д., которые, в свою очередь, позволяют конкретно раскрыть совпадение – различие позиций и характеристик субъектов общения, и способов и средств нахождения ими согласия, консенсуса.
Понятие С.о. двузначно: в вышеизложенном случае оно предполагает субъект-субъектные отношения, тогда как возможен вариант субъекта, который представляет собой «общность», т. е. коллективного субъекта.
Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.
Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.
Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:
- Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
- Мезауровень : общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);
- Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).
Г. Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).
Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.
А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.