Отмека оценка,безотметочное о.

Контроль тесно связан еще с одним компонентом учебной деятельности - с оценкой. Она фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. На первых порах оценку дает в основном учитель, поскольку он организует и контроль, но, по мере формирования у детей самоконтроля, функция оценки также переходит к ним. Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. И поэтому оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и определена по некоему алгоритму. Нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка.

Обращаясь к проблеме введения безотметочного обучения в начальной школе, необходимо всесторонне проанализировать причины, побудившие современную систему образования поставить эту проблему - ведь в практической работе массовой школы отметка является единственной общепринятой мерой успешности учебного труда школьника. Цель (гражданского) образования в конечном счете - помочь ребенку осознать себя личностью, полноценным участником социальной жизни общества, воспитать внутреннюю свободу.

Важным компонентом структуры личности и одним из основных механизмов, влияющих на процесс социализации, является самооценка.

Ведущим видом деятельности для ребенка является учебная деятельность, и успешность или неуспешность в ней во многом определяют отношение ребенка к самому себе, принятие им активной или пассивной жизненной позиции.

Однако 5-балльная система оценки знаний может искажать процесс личностного роста учащихся, поскольку оценка учителя, не всегда являясь объективной, может формировать неадекватное самоотношение (заниженную/завышенную самооценку), повышать уровень личностной тревожности, негативно влиять на учебную мотивацию.

Новая система оценки знаний (безотметочное обучение) позволит учащимся усваивать необходимые знания, умения и навыки с учетом индивидуальных личностных особенностей (свойств ЦНС, уровня развития познавательных психических процессов каждого ребенка), будет способствовать личностному росту учащихся, формированию позитивной самооценки для принятия ответственной позиции, усвоения основных ценностей гражданского общества.

Безотметочное обучение призвано решить следующие задачи:

разработать формы и методы новой системы оценки знаний в начальной школе в соответствии с образовательной программой

оценить эффективность внедрения новой системы оценки знаний путем проведения срезовых (контрольных, тестовых) работ;

изучить динамику изменения уровня самооценки учащихся;

выявить наличие достоверной зависимости между уровнем самооценки и новой системой оценки знаний. В условиях безотметочного обучения главная задача – отследить продвижение ребенка в освоении необходимых знаний, умений и навыков.

Трудовая дд.

Особенно большая роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах - в форме самообслуживания и изготовления поделок (в сельских школах младшие школьники эпизодически участвуют и в производительном труде).
К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах - хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению. В семье и в школе важно создавать такие условия, при которых ребенок должен остро переживать свои обязанности по самообслуживанию. В классной обстановке целесообразно систематически давать детям такие поручения, которые имеют определенный смысл для всего коллектива (подмести пол, протереть парты, полить цветы и т.д.), и которые вместе с тем приходится выполнять, преодолевая порой те или иные индивидуальные желания и интересы, а иногда и усталость. Требовательность к детям, привлекаемым к самообслуживанию, и четкая его организация - важные условия воспитания у младших школьников привычки участвовать в коллективном труде, стремления внести в него посильный вклад без прямых внешних напоминаний (в этом проявляются зачатки трудолюбия Немаловажное воспитательное значение имеют те виды школьного самообслуживания, при выполнении которых дети включаются в совместную коллективную работу.
Большинство младших школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку при разрезывании материала и сноровку при его склеивании, где при выполнении задания одни виды действия сменяют другие. Глубокое удовлетворение детям приносит то, что они собственными руками изготовляют нужные и полезные вещи (елочные украшения, сделанные на уроках труда, можно подарить ребятам из соседнего детского садаПоэтому на занятиях по труду ребенок интенсивно овладевает умением заранее планировать порядок своих действий и предусматривать нужные для их осуществления инструменты.

Писхол.новообразовнаия

Произвольность-особое качетво псих.процессов,состоящая в том,что человек может управлять ими с помощью воли(умеют поставить уцель,преодолеть трудности)

Воля – псих.процесс преодоления препятствий,стоящих на пути к цели.Ребнку нужно быть внмиательным,управляемым.

Умение работать во внутреннем плане.

Внутренний план- формируется в процесее интериоризации.Начинается в дошк.возрасте(сюжетно-рол.игра), совершать игровые действия. Продолжение развития в рамках учебной дд.Приобретать внутрениие учебные действия.

Рефлексия – ребенок сознательно осуществляет дд, запоминает как и что он делал, при анализе может к этому вернуться.

Самоконтроль – умение соотносить свою дд с образцом на каждом этапе выолнения дд.взрослые длжны способствовать.

Познание_процессы познавательный (мышленеи,воображенеи,внимание,речь,память,восприятияе,ощущение). В рамках уч.дд психические процессы претирепивают существиенные изменения. Они становятся более производными,более осознваными.Ребенок способен к своей дд рефлексии(самоконтроль своих досижений,управление развитие-взрослый,он организует дд,чтобы в процесее интериоризации у ребенка формирвоалось внутренниу умственные действия.Развивается то,что упражняется.

Развитие внимание в млшк.

Внимание-сосредоточенное сознание на поределенном оъекте/деятельности при отвлечении от всего остального.На пороге школы у ребнека преоблаает непроизвольное вниманеи,поэтому учитель должен знать об этом и использовать в своей работеприемы внимания детей(сюрпризы,игровые) яркое,необычное,новое,контрастное. Вызывает у ребнека увлечене уч.дд.Непроизв.внимание-мышление помогает ребнеку сосретдоточиться. Ставим уель,проблему,решение,стремление от нашей цели-к своим,см умеет определить усовенные знания. Внимательность по отношению к окру.миру.(нет собственного предмета,на кот.напрвлено).Свойство внимание:

- сосредоточенность0осознанная удержание внимание на объекте /дд объем внимания могут быть разными в проц.

- устойчивость – длительное удержание внимание на дд.

- объем –кол-во объектов кот.фиксируются при одномоментном воприятие.

- распределение родновременного внимания принадл.2и более дд.

- переключение-сознательный и целенапрвленны перенос внимания на дд. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Как показывает опыт, большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.
Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, особенно учителем. Общее направление развития внимания состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребенок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим.
У первоклассников произвольное внимание неустойчиво, так как они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому опытный учитель прибегает к разнообразным видам учебной работы, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей (устный счет разными способами, решение задач и проверка результатов, объяснение нового приема письменных вычислений, тренировка в их выполнении и т.д.). Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.

Память в мл.шк.

Память – псих.процесс,запоминания,сохранение и воспроизведение информации.

С6-14 у детей активно развивается механическая память на не связаны логические единицы нформации.

- вопреки распространенному мнению о сущ-ии иувеличения с возратсом преимущества запоминания осмысленного матераила обнаружено обратное соотношение:чем старше мл.шк.тем меньше у него преим.запоминания матераила. Отстает в совеем развитии опорседственная,логическая память,т.к. в большинстве случаев ребенок вполне обходится мех.памятью. Семилетний ребенок, пришедший в школу, стремится по преимуществу буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правила поведения, домашние задания, а затем уметь руководствоваться ими в своем поведении или уметь воспроизвести на уроке. У детей вырабатывается различение самих мнемических задач. Одна из них предполагает буквальное запоминание материала, другая - лишь пересказ его своими словами и т.д. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера самой мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения.
Возможности непроизвольной памяти, опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться в начальном обучении. В этом заключен один из основных резервов совершенствования памяти в процессах обучения.
Обе формы памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

Развитие мышления в млшк

Мышление-псих.процесс познания, связанные с открытием субъеквтинсого нового знания с рещ\шение мзадач, с творческим преобразванием действиетльности.это псих.процесс обобщенного,опосредственного отражение существенных счвязей между предметами и явлениями.

изображения, а затем искать наиболее выразительные средства - его воплощения.
Развитие мышления. В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения (такой анализ иногда называют практически-действенным или чувственным).

Ращзв.воображение

Воображение-псих.процесс создания новыз образов на основе имеющегося опыта.

В мл.шк.возр.продолжается развитие.Оно изеняется:

- ребенок перех.к более правильному и полному отражению действительности. (на основе соответствующих Зн.)увеличение реализма деског овооражения- 7,8л

связано с:

- развития критического мышления

Образ раньше фрагментарный,то он постепенно становится более полным и целостным,10-11 более полная характеристика(целостность образа). В н.ш.лбуч. незначительная переработка имеющиеся цеелй в присутсвии образов , о перераб-олее глубокая (упражняется процесс воображенеи).

Образы воображ.вначале расплывчатые и не ясный,ток концу О в н.ш.образы-более точные,более яркие,обобщенные,с большим кол-вом сущ-ых детеалей. Причем дети способны создать отдельный новые образы,они придумывают сутуации,в котором вкл.образ.

- методы творческого оображения,кот.прежд\лагаются в ТРИЗ(творч,реш,изоб,задач).

- игра Да нетка

сочинение сказок

- составениерассказа Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ действительности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.).

Разв. чувст

Не плачет-а пчеалится. Харакетр чувств под влиянием дд менятеся,характ.эмоции. Сдержанность и осознательноь. Начинают понимать чувстваи пержеивать за других.,внешне проявление-голос,мимика,интонация голоса.

Влияет:

-отношение сверствников

-близких,родственников

Ребенко в нач.О не очень долго переживает. Норма для мл.шк-жизнерадостность,веселость,бодрость.Нужно помогать рбенку управлять собой. Эмоциональная недостаточнть: тревожность,несдержангость,эмоц.чувсвта,отриц.отношение к учебе,учителю.,аффектное состояние,грубый вспыльчивый. Не соотв.уровень притязаний и Ур.потребностей. Мл.шк.-импульсивный,неосмысленный.6-7 импульсивность моторная (укус),10-11-речевая импульсиность.

Чувсва все более осознанные. Развиваются высшие чувств:интеллект,эстетика. На разв.чувсвт влияют взрослые, все чувсвта развиваются в дд. Нравственные чувства раскрываются, наполняются содержанеим. Осознание развивается в поступках. Нужно развивать чувство сопереживания(беда,горе,радость)

Интеллектульные чувств- любознательность,сомнение,удивление, радость от реш.проблемы,разочарование,равнодушие. Потребность кК расоте.Эстетические чувства влияние на всеь строй духовной жизни человека.

Эмоции младших школьников и их развитие. Усвоение новых норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. Как правило, у многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. Так, они радуются новой дружбе с одноклассниками, гордятся поручениями, которые им дала группа октябрят, начинают ответственно относиться к нормам поведения в школе.
Все это влияет на эмоции детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста - формирование произвольности психических процессов). Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей наблюдаются отрицательные аффективные состояния. Для предупреждения подобных эмоциональных срывов учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности своих воспитанников. При осуществлении самой учебной деятельности формируются такие чувства, как удовлетворение, любознательность и восхищение.

Разв.воли

Воля – псих.процесс преодоления препятствий,стоящих на пути к цели.

Более прозводная дд. Ребенка учат ставить перед собой цель,важно помочь ребенку с трудностями перд поставленной цели,пути решения труднстей.

Обнаружить причину недост.Организовать рабочее место. (как нужно сидеть,почему не надо брать игрушки,урок развивает ребенка,самостоятельно упавляет собой)

Необх.развивать у ренка волевые качева личности

- дисциплинированность (подчинить себя общему порядку)

0- выдержка (выслушивать)

самообладание(умение владеть собой)

- смелость,решительность

- целеустремленность,настойчивость

Волеое развитие идет на протяжении всего мл.шк.и произволность сановится одним из качеств мл.шк.возр,

Психолог.ообенности игры.

Высокая восприимчивость, отзывчивость и доверчивость младших школьников позволяет без особого труда вовлекать их в игру. Дети предпочитают игры с секретами, посвящением в тайну, и прочими атрибутами, которые создают иллюзию незавимости и автономности в принятии решений.

Отношение к игре младших школьников серьезно и ответственно. Ребенок, попадая с первых дней пребывания в школе в жесткую полосу оценивания, повышающую тревожность, снимает напряженность в игре. В то же время игра направлена на стимулирование активности, внимания, терпеливости, самостоятельности и т. д.

Творческие игры не являются ролевыми. В них ребенок обретает новую позицию - он становится исследователем, вовлеченным в поисковую деятельность. Широко распространены игры, способствующие реализации коллективного потенциала творчества, эффективность которого обеспечивается четким распределением ролей.

Игры-драматизации имеют свою специфику. У младших школьников уже существует определенный игровой опыт; немаловажное значение приобретает отчетливо проявляющаяся целевая установка, а также критичность в отношении содержания и развития игровой действия. Дети получают удовлетворение не от игры вообще, а от исполнения той или иной роли. В ходе обобщения практического опыта использования театрализованных игр

Наши рекомендации