Психологическая характеристика основных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в которых происходит становление ребенка.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Во время игры у ребенка формируются коллективистические качества и поднимается самосознание. Также формируются социальные чувства: самостоятельность, способность следовать за группой, способность к сопереживанию и т.д. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. Благодаря символической игре у ребенка формируется содержательная сторона интеллекта и другие собственно человеческие способности. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи, а также влияет на интеллектуальное развитие: в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т.д. В ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Воображение также начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольника играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, постройки), обладающего определенными заданными качествами. По мере формирования этой направленности ребенок овладевает необходимыми внешними, практическими, и внутренними, психическими, видами действий, у него формируются эстетические переживания и творческие способности.

Дети-дошкольники приучаются выполнять и отдельные трудовые задания, при выполнении которых складываются такие психологические качества, характерные для труда в его развитых формах, как умение подчинять свою деятельность общественным мотивам, руководствоваться той пользой, которую эта деятельность приносит другим людям. В итоге ребенок дошкольного возраста овладевает элементами учебной деятельности.

Основной для детей младшего школьного возраста является учебная деятельность, в ходе которой усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности, а также трудовая деятельность, проявляющаяся в форме самообслуживания и изготовления поделок. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания – хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению. Изготовление поделок существенно для развития дифференцированных и координированных движений, для формирования контроля за ними как на основе мышечного чувства, так и со стороны зрения, а также способствует воспитанию трудолюбия и чувства ответственности за проделанную работу.

Психологическая характеристика знаний, умений, навы­ков, формируемых в учебной деятельности.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Знания - "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Наши рекомендации