Возможности и условия обучения письму детей в четырех-пятилетнем возрасте.
Научение детей письму можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения, поскольку почти 80% детей младшего дошкольного возраста уже владеют операцией произвольного соединения знака-рисунка с обозначаемым им предметом.
Письму можно научить детей уже в четырех-пятилетнем возрасте. Реальные проблемы, с которыми сталкивается обучение этим умениям в данном возрасте, связаны не с овладением или способностью овладеть техникой и сущностью письма, не с умением или неумением соотносить абстрактные символы с конкретными рисунками, а с отсутствием потребности у ребенка в развитии письменной речи и пользовании ею.
должный результат в обучении детей дошкольного возраста письму может быть достигнут лишь в том случае, если применяемые методы обучения сами учитывают возрастные психофизиологические особенности детей, их интересы и потребности. Всякий раз, приступая к обучению ребенка, надо ставить перед собой вопрос: "Как его заинтересовать в приобретении соответствующих знаний, умений и навыков?" Необходимо всегда помнить, что в основе естественного речевого развития человека лежит его потребность в общении, стимулируемая необходимостью удовлетворения других потребностей.
Письмо для дошкольника должны стать условиями удовлетворения наиболее важных потребностей в естественном, самом привлекательном виде деятельности - игре. Вначале ребенка нужно обучить не написанию букв, а письменной речи как особой форме выражения потребности что-то сказать.
Возможности, открываемые для развития личности ребенка в связи с формированием и преобразованием мотивов его общения.
можно выделить три категории мотивов общения ребенка со сверстником:
1. Деловые мотивы. Ребенок вступает в общение со сверстником ради участия в общей игре или продуктивной деятельности, к чему его побуждает качества ровесника- умение создавать интересные замыслы игр, выдвигать цели и согласовывать свои цели, действия с другими участниками.
2. Познавательные мотивы. В сверстнике ребенок находит слушателя и ценителя. Качества сверстника, как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей, составляют данную категорию мотивов.
3. Личностные мотивы. Ребенок включается в любое дело, которым занят ровесник, ради того, чтобы сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества (свои и сверстника): возможности (умение, знание, нравственные качества), потребности (желания, склонности).
Формирование мотивов общения у детей.
Говоря об общении дошкольников со сверстниками, важно проанализировать мотивы этого общения (побудительные силы данной деятельности, то есть тех качеств партнера, которые, выявляясь в процессе общения, удовлетворяют потребность в нем).
Мотивы общения детей со сверстниками анализировались в исследованиях отечественных психологов: Д.Б. Годовиковой , Р.А. Смирновой , Р.И. Деревянко.
Р.А. Смирнова предприняла установить мотивы, обуславливающие избирательность общения одного ребенка другим. Е.О. Смирнова и Е.В. Калягина , изучая отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам, пришли к выводу, что в основе популярности дошкольников лежит не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а, прежде всего, эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в отдельных поведенческих актах. Е.О. Смирнова и В.Г. Утробина изучали развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Полученные данные подтверждают наличие устойчивых вариантов отношения некоторых дошкольников к другому ребенку. Отмечается важность конструктивного взаимодействия между старшими дошкольниками.
Существует две линии влияния общения со сверстниками на психическое развитие ребенка:
1. Положительные контакты со сверстником создают у ребенка общий благоприятный настрой; в общении ребенок получает новые яркие впечатления, в совместных играх удовлетворяется потребность ребенка в активности, развивается эмоциональная сфера.
2. Ровесник открывает для ребенка новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером. Важным представляется и проявляющее себя в контактах со сверстником творческое самовыражение малышей. Получая от ровесника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенок наиболее полно реализует свою самобытность, детскую непосредственность, что приводит подчас к неожиданным открытиям в себе, в окружающем мире и доставляет детям огромное удовольствие.
Еще один существенный результат общения с ровесниками — формирование у детей такого личностного качества как инициатива
Воспитание аккуратности и дисциплинированности у детей на первом году жизни.
К аккуратности и дисциплине ребенка необходимо активно приучать с первого года жизни. От раннего приобретения этих свойств непосредственно зависит развитие в будущем многих других полезных личностных качеств.
В обращении с ребенком младенческого возраста следует придерживаться золотого правила: все делать вовремя, не запаздывая и не забегая вперед. И еще одно правило: никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
Уже в раннем возрасте необходимо прививать детям гигиенические навыки, навыки бережного обращения с предметами личного пользования, поддержания порядка в доме, классе, школьной мастерской и т.д. Проявляя при этом требовательность, взрослые в то же время, должны стараться заинтересовать детей соответственно каждому возрастному этапу. Бесполезно и даже вредно всерьез приучать к порядку ребенка до полутора лет. Он еще слишком мал, чтобы вообще понять разницу между порядком и беспорядком. Кроме того, у него еще нет необходимой координации движений, чтобы что-то делать аккуратно.