Этапы и развитие психологии.
Этапы и развитие психологии.
1) религиозный- психология как наука о душе
2) психология как наука о рефлексах( Павлов, сеченов , Декард)
3) стимул реакции: а) бихевиаризм-поведение, б)теори я Фрейда
4) 1879 этап закономерности изучения психической деятельности.
История развития психологии как науки была заложена еще в античности. Представление людей о том, что в теле человека обязательно имеется душа, было одной из главных мыслей древней мифологии.
Система педагогических наук
8 направлений:
1) 130001 общая педагогика
2)130002 теория обучения воспитания силами учебного предмета
3) 130003 методы по направлению(школы ввузы)
4) 130004 коррекционная педагогика( тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)
5) 130005 теория и методика культурно массовой просветительской деятельности
6) 130006 теория и методы физического воспитания
7) 130007теория и методы дошкольного обучения воспитания
8) 130008 теория и методика профессионального образования
Компоненты системы Я
1) я материальное
2) самокретичность
3) интенциальность
4) образ Я или Я концепция
5) комплекс неполноценности
6) совесть
7) личная интериоризация внешних отношений
16.Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, общая теория обучения всех предметов обучаемости.
К основным категориям дидактики относятся: 1) преподавание
2) учение
3) обучение
4) образование
5) знания
6) умения
7) навык
8) учебный предмет
9) учебный материал
10) цель обучения
11) содержание обучения
12) метод обучения
13) средства обучения
14) результаты обучения
17. По своей направленности, по непосредственному отношению к практике психологические науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей безотносительно к тому, к какой народности они принадлежат, где проживают, чем занимаются и т. п. Фундаментальные науки - это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека, его поведения и деятельности. К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, психология развития. Прикладные психологические науки порождены запросами практики и добросовестно служат ей в повседневной жизни, помогая решать текущие проблемы, возникающие в жизни людей. Примерами прикладных наук могут служить юридическая психология, психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления.
18.Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающихся и обучающего, направленные на достижение ими определенных целей.В зависимости от цели обучения различают методы: 1- приобретения знаний. 2.формирования умения и навыков.3.применения знаний.4-закрепления и проверки знаний(контроля) Источником знаний являются: слово,наглядность, практика.Поэтому различают: словесные методы(рассказ,объяснения,лекция, беседа,дисскусия.наглядные(демонстрации,иллюстрации)практические(упражнения) Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности.
20.Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему: 1.познавательного и воспитательного общения; 2.взаимодействия; 3.отношений обучающего и обучаемых. Результатом такого взаимодействия является: 1.профессиональное совершенствование педагога; 2.усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков; 3.развитие психических процессов учеников и студентов; 4.развитие нравственных качеств учеников и студентов. Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть: 1.коллективной; 2.групповой; 3.индивидуальной. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: 1.содержания; 2.обучающих средств; 3.методов обучения. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую).
22.Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур.
-дошкольное учреждение
-начальная ср. школа
-неполная ср. школа
- полная ср. школа
-ВУЗ
23.Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.
Структура личности (Платонов):
-интенциональность (направленность)
-ЗУН(знание, умение, навыки)
-психологический процесс
-биологический процесс
Структура через категорию личности:
-индивид-характкризует принадлежность к человеческому роду
-соц.индивид- те роли, которые играем в обществе.
- система Я – имеет 7 элементов, формируется до 5 лет жизни
Индивидуальность- возрастные, половые, конституционные особенности и свойства первичной системы.
24.Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость.
общение | 0-1 | 3-5 | 10-15 |
деятельность | 1-3 | 6-9 | 15-17 |
25. Нормативные документы обучения включают в себя перечень учебных предприятий с количеством часов.
Категория общения
Общение — специфическая форма взаимоотношения с другими людьми как членами общества, в которой реализуется социальные отношения людей. Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная (обмен информации между людьми); 2) персептивная (восприятие человека человеком); 3) интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения). Средства общения: 1. Вербальные — связаны с речью; 2. Невербальные — мимика, поза, взгляд собеседника, кот. могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы; жесты могут быть как общепринятыми, так и характернымми для отдельной возрастной группы, отдельных субкультур, нации и т. д. ; расстояние на котором общаются собеседники зависит от степени доверия к собеседнику, от культурной традиции.
27. категории педагогикиВ педагогике можно выделить три категории: воспитание, образование, обучение. Рассмотрим их по отдельности. 1. Воспитание – это целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека. 2. Образование – это усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных наук и формирование на этой основе определенных качеств личности. 3. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, которая направлена на усвоение знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется развитие личности.
28.Платонов: эмоции - особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и формируемая в ее онтогенезе форма психического отражения.
Чувство - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым являются объективные отношения феноменов к нуждам личности.
Виды чувств: интеллектуальные, моральные, практические, эстетические. Эмоции в структуре личности связаны с темпераментом, чувства - с характером.
10 базовых эмоций отлич. человека от животного:
Интерес возбуждения, удовольствие-радость, удивление-изумление, гнев, страх, горе, стыд, смущение, вина, отвращение-призрение.
30.Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Например(доска, мел)
этапы и развитие психологии.
1) религиозный- психология как наука о душе
2) психология как наука о рефлексах( Павлов, сеченов , Декард)
3) стимул реакции: а) бихевиаризм-поведение, б)теори я Фрейда
4) 1879 этап закономерности изучения психической деятельности.
История развития психологии как науки была заложена еще в античности. Представление людей о том, что в теле человека обязательно имеется душа, было одной из главных мыслей древней мифологии.
Система педагогических наук
8 направлений:
1) 130001 общая педагогика
2)130002 теория обучения воспитания силами учебного предмета
3) 130003 методы по направлению(школы ввузы)
4) 130004 коррекционная педагогика( тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)
5) 130005 теория и методика культурно массовой просветительской деятельности
6) 130006 теория и методы физического воспитания
7) 130007теория и методы дошкольного обучения воспитания
8) 130008 теория и методика профессионального образования
Компоненты системы Я
1) я материальное
2) самокретичность
3) интенциальность
4) образ Я или Я концепция
5) комплекс неполноценности
6) совесть
7) личная интериоризация внешних отношений
16.Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, общая теория обучения всех предметов обучаемости.
К основным категориям дидактики относятся: 1) преподавание
2) учение
3) обучение
4) образование
5) знания
6) умения
7) навык
8) учебный предмет
9) учебный материал
10) цель обучения
11) содержание обучения
12) метод обучения
13) средства обучения
14) результаты обучения
17. По своей направленности, по непосредственному отношению к практике психологические науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей безотносительно к тому, к какой народности они принадлежат, где проживают, чем занимаются и т. п. Фундаментальные науки - это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека, его поведения и деятельности. К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, психология развития. Прикладные психологические науки порождены запросами практики и добросовестно служат ей в повседневной жизни, помогая решать текущие проблемы, возникающие в жизни людей. Примерами прикладных наук могут служить юридическая психология, психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления.
18.Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающихся и обучающего, направленные на достижение ими определенных целей.В зависимости от цели обучения различают методы: 1- приобретения знаний. 2.формирования умения и навыков.3.применения знаний.4-закрепления и проверки знаний(контроля) Источником знаний являются: слово,наглядность, практика.Поэтому различают: словесные методы(рассказ,объяснения,лекция, беседа,дисскусия.наглядные(демонстрации,иллюстрации)практические(упражнения) Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности.
20.Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему: 1.познавательного и воспитательного общения; 2.взаимодействия; 3.отношений обучающего и обучаемых. Результатом такого взаимодействия является: 1.профессиональное совершенствование педагога; 2.усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков; 3.развитие психических процессов учеников и студентов; 4.развитие нравственных качеств учеников и студентов. Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть: 1.коллективной; 2.групповой; 3.индивидуальной. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: 1.содержания; 2.обучающих средств; 3.методов обучения. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую).
22.Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур.
-дошкольное учреждение
-начальная ср. школа
-неполная ср. школа
- полная ср. школа
-ВУЗ
23.Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.
Структура личности (Платонов):
-интенциональность (направленность)
-ЗУН(знание, умение, навыки)
-психологический процесс
-биологический процесс
Структура через категорию личности:
-индивид-характкризует принадлежность к человеческому роду
-соц.индивид- те роли, которые играем в обществе.
- система Я – имеет 7 элементов, формируется до 5 лет жизни
Индивидуальность- возрастные, половые, конституционные особенности и свойства первичной системы.
24.Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость.
общение | 0-1 | 3-5 | 10-15 |
деятельность | 1-3 | 6-9 | 15-17 |
25. Нормативные документы обучения включают в себя перечень учебных предприятий с количеством часов.
Категория общения
Общение — специфическая форма взаимоотношения с другими людьми как членами общества, в которой реализуется социальные отношения людей. Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная (обмен информации между людьми); 2) персептивная (восприятие человека человеком); 3) интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения). Средства общения: 1. Вербальные — связаны с речью; 2. Невербальные — мимика, поза, взгляд собеседника, кот. могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы; жесты могут быть как общепринятыми, так и характернымми для отдельной возрастной группы, отдельных субкультур, нации и т. д. ; расстояние на котором общаются собеседники зависит от степени доверия к собеседнику, от культурной традиции.
27. категории педагогикиВ педагогике можно выделить три категории: воспитание, образование, обучение. Рассмотрим их по отдельности. 1. Воспитание – это целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека. 2. Образование – это усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных наук и формирование на этой основе определенных качеств личности. 3. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, которая направлена на усвоение знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется развитие личности.
28.Платонов: эмоции - особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и формируемая в ее онтогенезе форма психического отражения.
Чувство - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым являются объективные отношения феноменов к нуждам личности.
Виды чувств: интеллектуальные, моральные, практические, эстетические. Эмоции в структуре личности связаны с темпераментом, чувства - с характером.
10 базовых эмоций отлич. человека от животного:
Интерес возбуждения, удовольствие-радость, удивление-изумление, гнев, страх, горе, стыд, смущение, вина, отвращение-призрение.
30.Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Например(доска, мел)