Сущность пересказа, виды и структура занятий по пересказу.

Определение пересказа. Его значение для развития речи детей. Тематика произведений в разных возрастных группах. Требования к пересказу.

37. Методика обучения детей пересказу в дошкольных учреждениях

(группа по выбору студента).

Содержание. Тематика пересказа в выбранной возрастной группе.Подготовка, проведение работы.(Построение занятия по обучению детей пересказу).

Виды занятий по обучению детей рассказыванию.

Два основных вида монологов ( пересказ и рассказ ). Использование

разных видов занятий по обучению детей рассказыванию в зависимости

от уровня развития.

Методика обучения детей составлению описательных рассказов по

Игрушкам.

Построение рассказов (описание) опираясь на внешний вид, признаки

игрушки. Виды игрушек. Требования к игрушкам. Приемы работы.

(Построение занятия по обучению детей рассказыванию по игрушке).

Обучение детей высказываниям типа рассуждений. Их сущность,

Значение, приемы обучения.

Задача работы с детьми над высказываниями типа рассуждений. Виды деятельности, в которых наиболее успешно формируется умение рассуждать. Виды заданий для обучения высказываниям типа рассуждений.

Методика обучению детей рассказыванию по картине в

дошкольных учреждениях общеобразовательного вида.

Виды дидактических картин. (предметные, сюжетные, серия или набор

картин, пейзажные, натюрморт). Тематика картин, требования к отбору

картин. Виды занятий по картинам, приемы обучения.

Значение иллюстраций при ознакомлении дошкольников с

Художественной литературой.

Иллюстрация, как один из приёмов ознакомления с литературным

Произведением его особенности. Варианты использования иллюстраций,

при ознакомлении с художественной литературой.

Творческие рассказы, их сущность и значение в развитии ребенка

Дошкольника.

Определение творческого рассказа, значение для развития речи. Условия успешного обучения творческому рассказыванию. Тематика.

Рассказы из личного и коллективного опыта, их значение для

Развития мыслительных и речевых способностей ребенка

Дошкольного возраста.

Характеристика рассказов из личного опыта. Виды рассказов. В каком возрасте начинается обучение рассказыванию. Тематика.

Методы и приемы работы по ознакомлению с художественной

Литературой и устным народным творчеством в дошкольных

учреждениях.

Значение художественной литературы для развития речи детей. Тематика. Назвать и раскрыть методы и приемы используемые при работе по ознакомлению с художественной литературой и устным народным творчеством. (построение занятия по ознакомлению с произведением).

Критерии отбора литературных произведений для чтения и

Рассказывания детям дошкольного возраста с сохранным

Развитием.

Литература используемая в разных возрастных группах.

Требования предъявляемые к детской книге. Виды деятельности и

формы работы с книгой.

Задачи, формы и методы работы по использованию художественной

литературы вне занятий в дошкольных учреждениях.

Цель ознакомления дошкольников с детской литературой. Круг детского чтения. Сформулировать задачи. Перечислить методы.

48.Методика заучивания стихотворений в дошкольных учреждениях.

Значение заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста.

Два взаимосвязанных процесса заучивания стихов. Методические требования заучивания стихов. Тематика. (Построение занятия по заучиванию стихотворения).

Особенности восприятия и запоминания стихотворений в

дошкольных учреждениях.

Значение восприятия и запоминания стихотворений для развития

детей дошкольного возраста. Произведения используемые в разных

возрастных группах. (с примерами литературных текстов).

Планирование работы по развитию речи детей в ДОУ. Её значение в работе.

Основные виды планирования. Его значение для работы воспитателя.

Отличие планирования в садах общеразвивающего и компенсирующего

вида.

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Председатель ПЦК

по учебной работе

______________Воробьева Т.М. ___________Замбор О.П.

Перечень экзаменационных вопросов по учебной дисциплине

«Методика развития детской речи с практикумом по логопедии».

Специальность 050704 «Дошкольное образование».

1. Значение родного языка и речи в развитии детей.

2. Цель и задачи работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях.

3. Программа развития речи в дошкольных учреждениях.

4. Значение, виды и основные принципы планирования работы по развитию речи в дошкольных учреждениях.

5. Особенности речевого, интеллектуального и сенсорного развития детей раннего возраста.

6. Задачи словарной работы в дошкольных учреждениях.

7. Методы и приемы работы по ознакомлению с окружающим миром и обогащению словаря дошкольников.

8. Требования к организации, методика проведения занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с качествами и свойствами предметов.

9. Содержание знаний об окружающем мире и их влияние на речевое развитие детей.

10. Требования к отбору загадок для работы с детьми в образовательных учреждениях.

11. Словарная работа в процессе проведения экскурсий.

12. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

13. Методика занятий по формированию видовых и родовых обобщений в дошкольных учреждениях.

14. Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования грамматического строя речи дошкольников.

15. Использование дидактических игр в работе по формированию способов словообразования в дошкольном возрасте.

16. Использование дидактических игр в работе по формированию морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.

17. Методы и приемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

18. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со слоговым строением слова.

19. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со звуковым строением слова.

20. Особенности усвоения звуковой стороны речи в дошкольных учреждениях.

21. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с предложением.

22. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в дошкольных учреждениях.

23. Основные задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

24. Этапы работы над правильным звукопроизношением у детей дошкольного возраста.

25. Дидактические игры и их использование в развитии слухового внимания, речевого слуха и его компонентов (звуковысотного и т.д.) у детей дошкольного возраста.

26. Использование дидактических игр и упражнений в работе с детьми с разным уровнем развития в формировании правильного звукопроизношения.

27. Приемы формирования интонационной выразительности у детей дошкольного возраста.

28. Требования к речи воспитателя.

29. Понятие связной речи. Требования к диалогической и монологической речи.

30. Обучение дошкольников диалогической речи на занятиях и в повседневной жизни.

31. Методы и приёмы направленные на развитие смысловой стороны речи дошкольников.

32. Беседа как метод обучения связной (диалогической) речи.

33. Методика проведения обобщающей беседы.

34. Задачи и содержание обучения детей монологической речи.

35. Приемы обучения детей рассказыванию в учреждениях общеобразовательного вида.

36. Сущность пересказа, виды и структура занятий по пересказу.

37. Методика обучения детей пересказу в дошкольных учреждениях (групп по выбору студента).

38. Виды занятий по обучению детей рассказыванию.

39. Методика обучения детей составлению описательных рассказов по игрушкам.

40. Обучение детей высказываниям типа рассуждений. Их сущность, значение, приемы обучения высказываниям.

41. Методика обучению детей рассказыванию по картине в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида.

42. Творческие рассказы, их сущность и значение в развитии ребенка дошкольника.

43.Рассказы из личного и коллективного опыта, их значение для развития

мыслительных и речевых способностей ребенка дошкольного возраста.

44.Методы и приемы работы по ознакомлению с художественной литературой и устным народным творчеством в дошкольных учреждениях.

45.Критерии отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям дошкольного возраста с сохранным развитием.

46.Задачи, формы и методы работы по использованию художественной литературой вне занятий в дошкольных учреждениям.

47.Методика заучивания стихотворений в дошкольных учреждениях.

48.Особенности восприятия и запоминания стихотворений в дошкольных

учреждениях.

49. Формирование у детей предпосылок к обучению грамоте.

50.Планирование работы по развитию речи детей в ДОУ общеразвивающего

вида. Её значение и принципы.

Наши рекомендации