Тема 9. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

Семинарское занятие № 11

Цель:сформировать представления об адаптации и дезадаптации, ее причинах и роли в социальном развитии.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о роли адаптации в жизни ребенка;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. Адаптация человека как процесс, как проявление и как результат.

2. Качества оказывающие влияние на адаптацию: индивидуальное своеобразие человека, опыт адаптации, настрой, состояние, самоактивность.

3. Адаптивность и адаптивный синдром.

4. Дезадаптация, ее причины.

5. Пути преодоления дезадаптации.

6. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 95-112.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 270-274.

Тема 10. Проблемы социально-педагогической деятельности в пенитенциарных учреждениях

Семинарское занятие № 12

Цель:сформировать представления об исправительной педагогике и особенностях работы в пенитенциарных учреждениях.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о пенитенциарной системе;

· знать основные понятия педагогической науки.

Вопросы для изучения:

1. Пенитенциарная педагогика: общая характеристика и основные задачи.

2. Основные понятия пенитенциарной педагогики.

3. Основные этапы исправления.

4. Характеристика основных групп осужденных.

5. Принципы перевоспитания осужденных.

6. Основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.

7. Основные средства педагогического процесса.

8. Формы и методы перевоспитания.

9. Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних.

10. Особенности перевоспитания осужденных женщин.

11. Особенности перевоспитания осужденных лиц с аномалиями в психике.

12. Особенности перевоспитания осужденных верующих.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 154-174.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000.

Тема 11. Социально-педагогическая деятельность

в учреждениях образования

Семинарское занятие № 13

Цель:сформировать представления об обязанностях и основных направления работы социального педагога в общеобразовательном учреждении.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об образовательной системе РФ;

· знать основные направления работы социального педагога в школе.

Вопросы для изучения:

1. Задачи социального педагога общеобразовательного учреждения.

2. Права и обязанности школьного социального педагога.

3. Направления и формы работы школьного социального педагога.

4. Работа социального педагога с различными представителями школьного контингента.

5. Работа с родителями и педагогическим коллективом школы.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.

2. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. С. 114-122.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

Тема 12. Основные направления педагогической деятельности

в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения

Семинарское занятие № 14

Цель: сформировать представления о роли социально-педагогической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. Функции социальных служб.

2. Особенности социально-педагогической деятельности в различных социальных центрах (центры помощи семье и детям, социальных служб для молодежи и т.п.).

3. Особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.

2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М, 2004. С. 61-63, 55-60.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

Тема 13. Проблемы социально-педагогической работы с детьми

С различными формами умственной отсталости

Семинарское занятие № 15

Цель:сформировать представления о роли социально-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об умственной отсталости и ее формах;

· знать особенности развития детей с различными формами умственной отсталости.

Вопросы для изучения:

1. Особенности детей с умственной отсталостью.

2. Особенности детей с синдромом Дауна, фенилкетонурией, с ДЦП.

3. Цели и задачи коррекционной работы с данной категорией детей.

4. Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью.

5. Педагогические принципы и формы социальной реабилитации детей с недостатками в умственном развитии.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 176-230.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Бгажнокова И.М. Психология умственно-отсталого школьника. М., 1987.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1972.

Наши рекомендации