Тема 1. Предмет, специфика и основные принципы

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремитесь делать тихое добро

Не ради похвалы или награды,

В пример им выдвижения не ради

Дарите людям знанье и тепло.

Стремитесь делать все не напоказ,

Пусть искренне порывы Ваши будут,

Сознанье чье-то пусть они разбудят,

И чистота исходит пусть от Вас.

Современная действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли социального работника и вытекающими из них требований к его деятельности и личности. Блок педагогических знаний является необходимым и чрезвычайно важным для современного специалиста в области социальной работы. Сегодня всем учреждениям образования и социальной защиты населения более чем когда-либо необходим социальный педагог высокой культуры, развивающий индивидуальные потенциалы тех, кого он воспитывает или с кем взаимодействует в рамках оказания социальной помощи, способный самосовершенствоваться в профессиональной деятельности.

Изучение курса «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы» формирует специфическую культуру педагогического мышления, создает условия для становления индивидуальной философии профессиональной социально-педагогической деятельности у будущих специалистов.

Цель предмета: сформировать профессиональную готовность специалиста социальной сферы к реализации целостного социально-педагогического процесса.

Указанная цель конкретизируется в задачах курса:

· дать представление об основных направлениях педагогической деятельности в системе социальной работы;

· раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической работы;

· сформировать умение организовывать социально-педагогический процесс в различных социокультурных условиях.

Семинарские и практические занятия по социальной педагогике призваны научить студентов применять теоретические знания на практике. На первом этапе закрепляются основные научные понятия, что способствует развитию научного мышления, практике самостоятельной работы с учебными пособиями. Занятия целесообразно проводить в форме совместного обсуждения изучаемой проблемы на основе подготовленных студентами сообщений и докладов. Дальнейшее, более углубленное изучение курса предполагает формирование навыков самостоятельного поиска информации, умения ее грамотно структурировать, акцентироваться на главном и довести до сведения студенческой аудитории полученные результаты. На семинарских занятиях также изучаются законодательные и нормативные документы о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов решают не только образовательную, но и воспитательную и развивающую задачи. Эти формы учебных занятий в полной мере позволяют каждому студенту проявить свою личностную позицию, соотнести ее с точкой зрения всех участников семинара. Таким образом, учебная активность студентов является необходимым условием формирования профессиональных качеств, умений и навыков будущего социального работника.

Тема 1. Предмет, специфика и основные принципы

Социальной педагогики как теории и практики

Семинарское занятие № 1

Цель:дать представления об основной характеристике социальной педагогики как теории и практики.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о системе педагогических наук;

· знать место педагогических знаний в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной сферы.

Вопросы для изучения:

Социальная педагогика как теория и практика.

Объект и предмет социальной педагогики.

Функции и задачи социальной педагогики.

Уровни социальной педагогики. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.

Принципы социальной педагогики и их основные требования.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 29-48.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 120-131.

3. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 3-7.

4. Начала социальной педагогики. Учебное пособие. В.А. Никитина. М., 1999. С. 30-48.

Как теории и практики

Семинарское занятие № 2

Цель: сформировать представления об историческом развитии социальной педагогики.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое социальная педагогика, ее функции и принципы;

· иметь представление об истории развития науки.

Вопросы для изучения:

1. Истоки социальной педагогики.

2. Первое учебное пособие по социальной педагогике П. Наторпа.

3. Социально-педагогические идеи в Древней Руси.

4. Забота о сиротах и обездоленных в России.

5. Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко.

6. Социально-педагогические взгляды в Советской России.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 8-29.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 8-21.

3. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова, М.: 2000. С. 6-18.

4. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 3-8.

Тема 3. Социально-педагогический процесс:

Понятие, сущность, принципы

Семинарское занятие № 3

Цель:развить представления о социально-педагогическом процессе, его сущности и принципах.

Исходный уровень знаний:

· знать место социальной педагогики в системе наук;

· иметь представление о различных процессах;

· знать основные этапы становления социальной педагогики как науки.

Вопросы для изучения:

1. Понятие социально-педагогического процесса и его назначение.

2. Внутренний и внешний социально-педагогический процесс: общая характеристика.

3. Характеристика внутреннего социально-педагогического процесса.

4. Характеристика внешнего социально-педагогического процесса.

5. Пути повышения эффективности деятельности социального работника в социально-педагогическом процессе.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 48-63.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 120-131.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Семинарское занятие № 4

Цель:сформировать общее представление о социализации и ресоциализации человека.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о социализации и ее роли в жизни человека;

· знать особенности возрастного развития человека.

Вопросы для изучения:

1. Общая характеристика социального развития человека.

2. Социализация как социально-педагогическое явление.

3. Биогенный и социогенный подход к социализации.

4. Факторы социализации (по Мудрику).

5. Виды социализации.

6. Соотношение понятий десоциализация и ресоциализация. Их роль в социальном развитии.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 42-53.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Семинарское занятие № 5

Цель:сформировать представления о социализации и ресоциализации человека на разных этапах жизни.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о социализации и ее роли в жизни человека;

· знать особенности возрастного развития человека;

· знать о роли ресоциализации в жизни человека.

Вопросы для изучения:

1. Этапы и ступени социализации.

2. Особенности социализации на разных этапах жизни человека.

3. Социализация ребенка: особенности протекания и роль социального педагога.

4. Социализация подростка: особенности протекания и роль социального педагога.

5. Особенности социализации взрослых.

6. Задачи послетрудовой социализации на поздних этапах жизни.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 42-53.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Семинарское занятие № 6

Цель:сформировать представления об основных механизмах социального развития человека, о роли в нем движущих сил.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о механизмах развития;

· знать особенности возрастного развития человека;

· знать определение развития и иметь представление о нем как о непрерывном процессе.

Вопросы для изучения:

1. Источники социального развития.

2.Внутренние движущие силы социального развития человека.

3. Внешние движущие силы социального развития человека.

4. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 54-73.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Семинарское занятие № 7

Цель:сформировать представления о категории трудновоспитуемых детей, причинах формирования трудновоспитуемости.

Исходный уровень знаний:

· знать особенности возрастного развития ребенка;

· иметь представление о «трудных» детях.

Вопросы для изучения:

1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике. Причины трудновоспитуемости.

2. Типичные группы трудновоспитуемых.

3. Формы проявления трудновоспитуемости.

4. Предупреждение трудновоспитуемости.

5. Практика преодоления трудностей обучения по Сухомлинскому.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 95-112, 133-153.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 132-148.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

И развития личности

Семинарское занятие № 8

Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;

· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка.

Вопросы для изучения:

1. Понятие «семья» в социальной педагогике. Функции семьи.

2. Факторы, оказывающие существенное влияние на ребенка в семье.

3. Типы семейного воспитания.

4. Типы семейных взаимоотношений.

5. Авторитет родителей. Виды ложного родительского авторитета.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.

4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.

5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.

6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.

Семинарское занятие № 9

Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;

· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка;

· знать типы семейного воспитания и семейных взаимоотношений, виды ложного авторитета родителей.

Вопросы для изучения:

1. Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка, и их характеристика.

2. Типичные ошибки семейного воспитания и их характеристика.

3. Повышение воспитательных возможностей семьи.

4. Наиболее ответственные периоды воспитания. Диагностика результатов воспитания.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.

4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.

5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.

6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.

Семинарское занятие № 10

Цель:сформировать представления о социальных отклонениях.

Исходный уровень знаний:

· знать понятие нормы и отклонения;

· иметь представление о возможных проявлениях социальных отклонений.

Вопросы для изучения:

1. Понятие социальной нормы и социального отклонения.

2. Аномия: виды и общая характеристика.

3. Девиантное поведение.

4. Делинквентное поведение.

5. Основные факторы, обуславливающие формирование отклоняющегося поведения.

6. Основные направления социально-педагогической деятельности профилактике отклоняющегося поведения.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 133-153.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 212-260.

Семинарское занятие № 11

Цель:сформировать представления об адаптации и дезадаптации, ее причинах и роли в социальном развитии.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о роли адаптации в жизни ребенка;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. Адаптация человека как процесс, как проявление и как результат.

2. Качества оказывающие влияние на адаптацию: индивидуальное своеобразие человека, опыт адаптации, настрой, состояние, самоактивность.

3. Адаптивность и адаптивный синдром.

4. Дезадаптация, ее причины.

5. Пути преодоления дезадаптации.

6. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 95-112.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 270-274.

Тема 10. Проблемы социально-педагогической деятельности в пенитенциарных учреждениях

Семинарское занятие № 12

Цель:сформировать представления об исправительной педагогике и особенностях работы в пенитенциарных учреждениях.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о пенитенциарной системе;

· знать основные понятия педагогической науки.

Вопросы для изучения:

1. Пенитенциарная педагогика: общая характеристика и основные задачи.

2. Основные понятия пенитенциарной педагогики.

3. Основные этапы исправления.

4. Характеристика основных групп осужденных.

5. Принципы перевоспитания осужденных.

6. Основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.

7. Основные средства педагогического процесса.

8. Формы и методы перевоспитания.

9. Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних.

10. Особенности перевоспитания осужденных женщин.

11. Особенности перевоспитания осужденных лиц с аномалиями в психике.

12. Особенности перевоспитания осужденных верующих.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 154-174.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000.

Семинарское занятие № 13

Цель:сформировать представления об обязанностях и основных направления работы социального педагога в общеобразовательном учреждении.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об образовательной системе РФ;

· знать основные направления работы социального педагога в школе.

Вопросы для изучения:

1. Задачи социального педагога общеобразовательного учреждения.

2. Права и обязанности школьного социального педагога.

3. Направления и формы работы школьного социального педагога.

4. Работа социального педагога с различными представителями школьного контингента.

5. Работа с родителями и педагогическим коллективом школы.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.

2. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. С. 114-122.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

Семинарское занятие № 14

Цель: сформировать представления о роли социально-педагогической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. Функции социальных служб.

2. Особенности социально-педагогической деятельности в различных социальных центрах (центры помощи семье и детям, социальных служб для молодежи и т.п.).

3. Особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.

2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М, 2004. С. 61-63, 55-60.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

Семинарское занятие № 15

Цель:сформировать представления о роли социально-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об умственной отсталости и ее формах;

· знать особенности развития детей с различными формами умственной отсталости.

Вопросы для изучения:

1. Особенности детей с умственной отсталостью.

2. Особенности детей с синдромом Дауна, фенилкетонурией, с ДЦП.

3. Цели и задачи коррекционной работы с данной категорией детей.

4. Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью.

5. Педагогические принципы и формы социальной реабилитации детей с недостатками в умственном развитии.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 176-230.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Бгажнокова И.М. Психология умственно-отсталого школьника. М., 1987.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1972.

Семинарское занятие № 16

Цель:сформировать представления об особенностях социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об особенностях безнадзорных и беспризорных детей;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. «Дети улицы» общая характеристика, причины их появления и факторы, влияющие на формирование личности.

2. Основные направления и принципы работы с беспризорными и безнадзорными детьми.

3. Этапы социально-педагогической работы с детьми на улице.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 113-132.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Детский дом: уроки прошлого. М., 1990.

4. Семья Г.В. и др. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.

Семинарское занятие № 17

Цель:сформировать представления об особенностях положения и работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об особенностях и детей, оставшихся без попечения родителей;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. Ситуации, связанные с утратой попечения родителя.

2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 113-132.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Детский дом: уроки прошлого. М., 1990.

4. Семья Г.В. и др. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.

Семинарское занятие № 18

Цель:сформировать представления о педагогической культуре социального работника и о профессиональных деформациях.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о профессионально важных качествах социального работника;

· знать определение профессиональной культуры.

Вопросы для изучения:

1. Понятия «культура», «педагогическая культура» и «социально-педагогическая культура». Их соотношение.

2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика основных ее компонентов.

3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника.

4. Пути повышения педагогической культуры социального работника.

5. Профессиональные деформации и причины их появления.

6. Предупреждение профессиональных деформаций социального работника.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 231-245.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1990.

4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М., 2006.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2005.


Вопросы для подготовки к экзамену

Социальная педагогика как теория и практика.

Объект и предмет социальной педагогики.

Функции и задачи социальной педагогики.

Уровни социальной педагогики. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.

Принципы социальной педагогики и их основные требования.

Истоки социальной педагогики.

Первое учебное пособие по социальной педагогике П.Наторпа.

Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко.

Социально-педагогические взгляды в Древней Руси.

Забота о сиротах и обездоленных.

Социально-педагогические взгляды в Советской России.

Источники социального развития.

Внутренние движущие силы социального развития человека.

Внешние движущие силы социального развития человека.

Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

Понятие социально-педагогического процесса и его назначение.

Внутренний и внешний социально-педагогический процесс: общая характеристика.

Характеристика внутреннего социально-педагогического процесса.

Характеристика внешнего социально-педагогического процесса.

Пути повышения эффективности деятельности социального работника в социально-педагогическом процессе.

Общая характеристика социального развития человека.

Социализация как социально-педагогическое явление.

Биогенный и социогенный подход к социализации.

Факторы социализации (по Мудрику).

Виды социализации.

Соотношение понятий десоциализация и ресоциализация. Их роль в социальном развитии.

Этапы и ступени социализации.

Особенности социализации на разных этапах жизни человека.

Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике. Причины трудновоспитуемости.

Типичные группы трудновоспитуемых.

Формы проявления трудновоспитуемости.

Предупреждение трудновоспитуемости.

Практика преодоления трудностей обучения по Сухомлинскому.

Понятие «семья» в социальной педагогике. Функции семьи.

Факторы, оказывающие существенное влияние на ребенка в семье.

Типы семейного воспитания.

Типы семейных взаимоотношений.

Авторитет родителей. Виды ложного родительского авторитета.

Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка, и их характеристика.

Типичные ошибки семейного воспитания и их характеристика.

Повышение воспитательных возможностей семьи.

Наиболее ответственные периоды воспитания. Диагностика результатов воспитания.

Понятие социальной нормы и социального отклонения.

Аномия: виды и общая характеристика.

Девиантное поведение.

Делинквентное поведение.

Основные факторы, обуславливающие формирование отклоняющегося поведения.

Основные направления социально-педагогической деятельности профилактике отклоняющегося поведения.

Пенитенциарная педагогика, ее основные задачи и принципы.

Этапы процесса исправления и характеристика основных групп осужденных.

Основные направления и средства пенитенциарно – педагогического процесса.

Особенности перевоспитания отдельных групп осужденных (несовершеннолетних, женщин, лиц с аномалиями в психике).

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Основные требования к личности и деятельности социального работника.

Социально-педагогическая работа с детьми с различными формами умственной отсталости.

Основные направления социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа.

Социально-педагогические проблемы воспитания детей в приемной семье.

Методические рекомендации для студентов

Курс «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы» направлен на формирование педагогической культуры будущих специалистов в области социальной работы. Кроме того он выполняет функцию интеграции знаний, полученных в ходе изучения других педагогических и психологических дисциплин. Именно поэтому важная роль отводится самостоятельной активности студента. Необходимо привлекать и использовать все то, что было изучено вами ранее, поскольку часть материала уже знакома. В то же время изучение данной дисциплины помогает перейти на качественно новый уровень подготовки. Изучение курса лишь тогда будет успешным, когда вы осознаете значение теоретико-методологических основ социальной педагогики для будущей профессиональной деятельности, овладеете профессиональной лексикой, поймете сущность социально-педагогической работы, ее цели и задачи в структуре своей профессиональной деятельности, сможете дифференцировать особенности педагогической работы с разными категориями подопечных.

Для этого необходимо много внимания при изучении дисциплины уделить самостоятельной работе, подготовке сообщений и докладов, предложенных для подготовки к каждому занятию. Уместно будет и проявление инициативы при подготовке сообщений. При этом стоит руководствоваться собственными интересами, выбирать темы наиболее вам близкие или наиболее полезные с вашей точки зрения.

При подготовке к семинарским занятиям нужно использовать не только основную, но и дополнительную литературу, предложенную преподавателем. Приветствуется и привлечение информационных ресурсов Интернета.

В ходе изучения дисциплины будет осуществляться текущий контроль знаний, причем не только в виде фронтального опроса на каждом занятии, но и в форме выполнения тестовых заданий, написания контрольных работ по пройденным темам. Именно поэтому готовиться к семинарским занятиям следует систематически, не откладывая все на дни предэкзаменационной подготовки.

Материал дисциплины строиться в логической последовательности, а разделы соответствуют основным проблемам профессиональной деятельности.

Задания для самостоятельной работы студентов

И развития личности

Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:

1. Влияние семейных конфликтов на воспитание детей, на самих родителей.

2. Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние на растущую личность.

3. Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.

4. Социально-педагогические проблемы подготовки молодых людей к семейной жизни (материнству и отцовству, самовоспитанию, выполнению семейно-брачных отношений).

5. Наиболее распространенные методы воспитания детей в семье и опасность их неправильного применения (на примере одного или нескольких методов).

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремитесь делать тихое добро

Не ради похвалы или награды,

В пример им выдвижения не ради

Дарите людям знанье и тепло.

Стремитесь делать все не напоказ,

Пусть искренне порывы Ваши будут,

Сознанье чье-то пусть они разбудят,

И чистота исходит пусть от Вас.

Современная действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли социального работника и вытекающими из них требований к его деятельности и личности. Блок педагогических знаний является необходимым и чрезвычайно важным для современного специалиста в области социальной работы. Сегодня всем учреждениям образования и социальной защиты населения более чем когда-либо необходим социальный педагог высокой культуры, развивающий индивидуальные потенциалы тех, кого он воспитывает или с кем взаимодействует в рамках оказания социальной помощи, способный самосовершенствоваться в профессиональной деятельности.

Изучение курса «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы» формирует специфическую культуру педагогического мышления, создает условия для становления индивидуальной философии профессиональной социально-педагогической деятельности у будущих специалистов.

Цель предмета: сформировать профессиональную готовность специалиста социальной сферы к реализации целостного социально-педагогического процесса.

Указанная цель конкретизируется в задачах курса:

· дать представление об основных направлениях педагогической деятельности в системе социальной работы;

· раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической работы;

· сформировать умение организовывать социально-педагогический процесс в различных социокультурных условиях.

Семинарские и практические занятия по социальной педагогике призваны научить студентов применять теоретические знания на практике. На первом этапе закрепляются основные научные понятия, что способствует развитию научного мышления, практике самостоятельной работы с учебными пособиями. Занятия целесообразно проводить в форме совместного обсуждения изучаемой проблемы на основе подготовленных студентами сообщений и докладов. Дальнейшее, более углубленное изучение курса предполагает формирование навыков самостоятельного поиска информации, умения ее грамотно структурировать, акцентироваться на главном и довести до сведения студенческой аудитории полученные результаты. На семинарских занятиях также изучаются законодательные и нормативные документы о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов решают не только образовательную, но и воспитательную и развивающую задачи. Эти формы учебных занятий в полной мере позволяют каждому студенту проявить свою личностную позицию, соотнести ее с точкой зрения всех участников семинара. Таким образом, учебная активность студентов является необходимым условием формирования профессиональных качеств, умений и навыков будущего социального работника.

Тема 1. Предмет, специфика и основные принципы

Наши рекомендации