Программа целей учебно-исследовательской деятельности (фрагмент программы)

Умения Оценка умений в заданиях
   
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 1. Анализ и сравнение 2. Описание наблюдаемых в эксперименте явлений и процессов 3. Формулировка задачи или уточнение цели эксперимента 4. Выдвижение гипотезы, предсказание результатов эксперимента 5. Применение знаний в решении экспериментальной задачи 6. Абстрагирование, использование математической символики и преобразований 7. Поиск и использование аналога 8. Индуктивные умозаключения, установление причинно-следственных связей 9. Дедуктивные умозаключения и доказательства                                        
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ 10. Планирование эксперимента 11. Рациональное использование времени и средств деятельности 12. Самоконтроль        
ТЕХНИЧЕСКИЕ 13. Подбор материалов, необхо­димых для эксперимента 14. Сборка установки, схемы для прове­дения эксперимента 15. Использование учебной, справочной или дополнительной литературы 16. Измерение величин в процессе экспе­римента 17. Правила техники безопасности 18. Приближенные вычисления 19. Оформление результатов эксперимента (графики, рисунки, таблицы)              
СОТРУДНИЧЕСТВА 20. Обсуждение задания и распределение обязанностей 21. Взаимопомощь 22. Взаимоконтроль 23. Обсуждение результатов эксперимента              

Таблица 3.

Виды самостоятельной работы обучающихся в зависимости от формы организации обучения

Форма организации обучения Виды и особенности самостоятельной работы учащихся
Уроки Работа с учебной литературой, самостоя­тельное решение задач, выполнение упраж­нений, заданий, подготовка к занятию рефера­тов, докладов, самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных обу­чающих и контролирующих программ, са­мостоятельная работа со всевозможными карточками-заданиями
Лекции Активное слушание и конспектирование лекции, самостоятельная работа над пред­ложенной литературой в контексте лекции
Семинары Работа с литературой по теме семинара, написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре
Лабораторно-прак­тические занятия Экспериментально-исследовательская ра­бота, изучение учебной и справочной лите­ратуры, оформление результатов экспери­ментально-исследовательской работы
Экскурсии Работа с учебной и справочной литерату­рой на этапе подготовки к экскурсии, напи­сание обобщенных, аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и система­тика новой информации в процессе экскур­сии
Игры Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компью­терными играми, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом
Само­стоятельная работа Выполнение упражнений, задач, подго­товка рефератов, докладов, выполнение за­даний, в том числе творческих
Гибкое сочетание разнообразных форм и технологий обучения Гибкое сочетание и разнообразное приме­нение всех перечисленных выше видов са­мостоятельной работы обучающихся

Задания для творческого саморазвития

I. Ответьте для самого себя на следующие вопросы:

1. Есть ли у вас внутреннее желание изменить мир путем воспитания, обучения и развития подрастающего поколения?

2. Имеете ли вы ясное представление, о том, какая педагоги­ческая (дидактическая) концепция вам наиболее подходит, вас наиболее вдохновляет?

3. Кто из педагогов-классиков является для вас авторитетом? Почему?

4. Кто из современных педагогов является для вас автори­тетом? Почему?

5. Способен ли я войти в духовный мир человека, которого я обучаю, развиваю, воспитываю?

6. Смогу ли я развивать в своих студентах любознательность, творческое начало, стимулировать их желание стать лучше?

7. Способен ли я к постоянному самообновлению, творческому саморазвитию?

8. Сделайте для себя на основе ответов и размышлений соответствующие выводы.

II. Представьте себе, что вы автор книги «Аутодидактика» — нау­ка о самообразовании. Разработайте и обоснуйте:

1. Структуру этой книги.

2. Приоритетные цели и ценности самообразовательной деятельности.

3. Принципы аутодидактики.

4. Методы, правила самообучения.

5. Критерии самооценки, эффективности самообучения, самообразования.

III. Разработайте и обоснуйте акмеологическую концепцию обучения, т.е. обучения, ориентированного на максимальную творческую самореализацию преподавателя и обучающихся.

IV. Разработайте и обоснуйте валеологическую концепцию обучения, т.е. обучения, которое во главу угла ставило бы развитие здорового образа жизни обучающегося.

V. Разработайте и обоснуйте креативную концепцию обучения, т.е. обучения, в котором развитию креативного мышления (интуиции, фантазии, оригинального мышления) уделялось бы исключительно большое внимание.

VI. Разработайте методику развития:

а) критического мышле­ния,

б) концептуальности мышления,

в) методологической культуры решения задач,

г) оригинальности мышления,

д) эколо­гического мышления,

е) экономического мышления.

VII. Обучающийся при обучении, например, русскому языку система­тически допускает много ошибок. Какими будут ваши действия для того, чтобы разработать индивидуальную технологию обучения для этого конкретного обучающегося?

VIII. Студент систематически не выполняет задания по учебной дисциплине. Какова программа ваших действий?

IX. Как лучше всего систематизировать и проанализировать причины неуспеваемости обучающихся?

X. Разработайте и обоснуйте модель обучения, максимально ориентированную на развитие самооценки обучающихся.

XI. Разработайте модель обучения, максимально ориенти­рованную на взаимообучение самих обучающихся.

XII. Какая из современных дидактических теорий:

а) более всего разработана;

б) наиболее перспективна;

в) не пользуется популярностью преподавтелей;

г) импонирует вам лично?

Обоснуйте почему.

XIII. Сформулируйте 10-15 проблем современной дидактики и обоснуйте:

а) какие из них наиболее актуальны;

б) разработка каких из них может существенно продвинуть теорию обучения;

в) оцените и прорецензируйте, в какой степени решение предложенных вами проблем будет способствовать качеству обучения?

XIV. Какая из современных форм организации обучения представляется для вас:

а) трудной для практического применения,

б) особенно трудоемкой,

в) наиболее «эвристичной»,

г) наиболее технологичной?

Обоснуйте почему.

10 этических правил для преподавателя на основе принципа «не навреди!»

1. Не унижайте своих студентов, а чаще отмечайте их досто­инства и успехи.

2. Не конфликтуйте с обучающимися, а приобщайте их к сотруд­ничеству и сотворчеству.

3. Не жалуйтесь на обучающихся, а ищите выход из любой самой сложной ситуации.

4. Не относитесь предвзято негативно к своим студентам.

5. Не разглашайте секретов ваших студентов, если они их вам доверяют.

6. Не перегружайте обучающихся непосильными для них заданиями.

7. Не исключайте того, что в некоторых ситуациях студенты оказываются умнее вас.

8. Не спешите ставить студенту двойку, не заинтересовав, не проявив усилий научить его.

9. Не ищите для всех раз и навсегда установленных требова­ний, а действуйте с учетом ситуации и конкретного студента, т.е. творчески.

10. Не обольщайтесь, каких бы педагогических успехов вы не достигли. Помните, что у вас всегда есть резервы для творческого саморазвития.

Наши рекомендации