Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.

норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существует в ней. Для социальной педагогики понятие «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения чел Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические - связаны со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями, психические – отклонения в психику и умственные откл., педагогические - это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и др. и социальные - отклонение от общепринятых правил поведения.

Социализация: сущность, факторы и психологические механизмы социализации.

Соц-я – это развитие чел на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окруж. средой через усвоение соц.опыта и выработку своего индивид. опыта. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Факторы социализации. мегафакторы - космос, планета, мир ; макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах ; мезафакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Социализация происходит на основе ряда психологических механизмов. Среди них выделяются:

1. Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (подражание родителям, учителям или другим людям, имеющих для него авторитет);

2. Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

3. Стыд и вина – чувства, которые запрещают определенное поведение.

15 Социально-педагогическая виктимология: сущность и основные понятия.

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им. Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением)

Разрабатывает принципы, цели, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. Виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно разделить на реальные, потенциальные и латентные. Реальными являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями и с акцентуацией характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низкими экономическими, моральными и культурными уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса. Пример латентной жертвы - высокоодаренные люди, условия социализации которых оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности, о чем ни они сами, ни их близкие часто даже не подозревают.

Принципы социализации.

В основе процесса социализации лежат общие принципы и правила. Принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизнь, физическое, психическое, нравственное здоровье и духовное богатство как высшие человеческие ценности. Принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Принцип толерантностипредполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, Принцип субъектностипредполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, Принцип активной жизнедеятельностиозначает, что социализация эффективна при условии активности индивида, его стремлении и умении познать особенности среды обитания, влиять на отношения в ней, проявлять инициативу, самоорганизацию и самодеятельность. Принцип осознанности— признание человека как суще­ства мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний Принцип педагогического сопровождения процесса социализацииозначает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние.



Наши рекомендации