Индивидуальная деятельность учителя-дефектолога

Так как аутизм является нарушением, для которого характерно наличие разных состояний, то проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, работающие с такими детьми, могут быть очень разнообразными, например:

- негативизм;

- потребность в стабильности и предсказуемости;

- стереотипность;

- своеобразие в восприятии информации (механическое запоминание);

- своеобразное отношение к собственным ошибкам.

Таким образом, главными задачами деятельности учителя-дефектолога при индивидуальной работе с ребенком являются:

1. Организация пространства

Основным приёмом коррекционного воздействия при работе с ребенком с аутизмом является создание для него адекватно организованной среды.

Для такого ребенка стереотипная форма существования остаётся наиболее доступной и обеспечивает снижение беспокойства, страхов, а также помогает правильно и эффективно организовать и структурировать его деятельность. Всё пространство необходимо «зонировать» в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха.

2. Организация и визуализация времени

Как уже говорилось в предыдущих разделах, для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Таким образом, им легче переживать то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы.

3. Структурирование всех видов деятельности

При специально организованном обучении ребенку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми его нормально-развивающиеся сверстники овладевают практически самостоятельно (социальные и образовательные, алгоритмы выполнения действий и др).

Здесь можно выделить следующие направления работы:

- формирование навыков продуктивной деятельности;

- навыков учебного взаимодействия;

- формирование стереотипа учебного поведения.

4. Преодоление неравномерности в развитии (помощь в овладении программным материалом в основных предметных областях).

Данная задача решается посредством использования специальных и специфических методов, способов и методов обучения (например, альтернативная и облегченная коммуникация, глобальное чтение). При работе необходимо использовать следующие приемы:

- четкая алгоритмизация деятельности;

- преобладание наглядных средств в преподнесении материала;

- рациональное дозирование объема и сложности подаваемой информации;

- адекватный возможностям восприятия темп и «ритм» подачи материала;

- использование адаптированных текстов;

- вариативность уровня сложности заданий и др.

5. Организация режима коммуникативного общения

Эта деятельность осуществляется параллельно с работой логопеда, или изолированно, при этом особое внимание отводится работе над расширением словарного запаса и развитию понятийной стороны речи.

Детям необходимо:

- подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается;

- проговаривать все события дня, важные моменты жизни;

- сделать как можно более конкретной, но неотъемлемой частью жизни.

Если возникают большие трудности, то рекомендуется использовать визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы).

6. Социально-бытовая адаптация

Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации должна идти в тесном взаимодействии с родителями.

Со стороны учителя-дефектолога помощь ребенку с РАС оказывается до тех пор, пока он в ней нуждается. Положительным результатом работы может считаться тот момент, при котором ребенок всё меньше нуждается в развернутой помощи. С ростом самостоятельности сопровождение сводится к минимуму помощи и поддержки. Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка, который развиваются в процессе воспитания и обучения.

9. Методические рекомендации по обеспечению доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей с РАС

Детям с аутистическими расстройствами не требуются специальные условия для обеспечения доступа в здание образовательного учреждения, но важным параметром внешних условий является организация питания детей, а также медицинское сопровождение.

Организация питания

Для детей с расстройствами аутистического спектра часто характерно стремление сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивление изменениям в жизни, в том числе в бытовой ее стороне, в сохранении собственных стереотипных интересов и стереотипных привычек и т.п.

Это часто становится причиной необходимости организовать возможность для ребенка питаться принесенной из дома пищей, а также возможность пользоваться одноразовой или личной посудой.

Медицинское сопровождение

Многим детям с аутистическими расстройствами необходимо сопровождение врача психиатра в учреждениях здравоохранения.

Литература

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классе. — М.: Генезис, 2012

2. Гуськова А.В. Роль Модели психического» при решении мыслительных задач / Вопросы психологии - 2008

3. Заломаева Н.Б.Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам

. http://autist.narod.ru/p045.html

4. Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь, 2004

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2002

6. Лаврентьева Н.Б.Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению // Дефектология. — 2009. — № 1. — С. 33–44

7. Лаврентьева Н.Б. Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря» // Дефектология. — 2008. — № 6. — С. 45–53

8. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей — дошкольников // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 52–63; № 5. — С. 26–35

9. Лебедев В.А. Дидактические аспекты организации учебных занятийhttp://www.autism.ru/read.asp?id=96&vol=50

10. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990

11. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 1997

12. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение . Серия «Особый ребенок», М.6 Теревинф, 2005

13. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе Индивидуальная деятельность учителя-дефектолога - student2.ru М.: "Чистые пруды", 2006

14. Никольская О.С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. - М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998

15. Никольская О.С.Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1

16. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo

17. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л.
Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей
Сборник упражнений для специалистов и родителей
Издательство БелАПДИ - «Открытые двери», Минск, 1997

Наши рекомендации