Тема 14. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Практическое занятие (2 час.)

Влияние на воспитание системы хозяйственно-бытовых отношений в семье.

Отец и мать как воспитатели: разделение функций, согласованность и дифференциация воспитательных позиций и способов воздействия и взаимодействия с ребенком.

Бабушка и дедушка в воспитании.

Авторитет взрослых в семейном воспитании.

Требования к воспитании.

Ошибки и предрассудки в семейном воспитании, способы их преодоления.

Задания к практическому занятию:

1. Повторить, пользуясь учебными пособиями, дополнительной литературой и конспектами занятий, материал, характеризующий систему семейного воспитания.

2. Подготовиться к решению педагогических задач и воспитательных ситуаций, отражающих особенности воспитательных взаимоотношений родителей и других старших членов семьи с детьми.

3. Подготовить письменно собственную версию свода законов семейного воспитания

Тема 15. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «УЧЕНИК В СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ»

Практическое занятие (2 час.)

Условия обеспечения сплоченности детского коллектива.

Противоречия в детском коллективе и способы их преодоления.

Условия построения конструктивных отношений актива и коллектива.

Реализация принципов самодеятельности, романтики и игры в детском коллективе.

Ошибки классного руководителя (воспитателя) во взаимодействии с детским коллективом.

Задания к практическому занятию:

1. Повторить, пользуясь учебными пособиями, дополнительной литературой и конспектами занятий, материал, характеризующий систему межличностных отношений в детском коллективе.

2. Подготовиться к решению педагогических задач и воспитательных ситуаций, отражающих особенности поведения детей и педагогов в системе коллективных отношений.

3. Подготовить письменно собственную версию свода правил поведения человека во взаимодействии с коллективом

Тема 16. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ»

Практическое занятие (2 час.)

Способы педагогических воздействий: позитивный и негативный опыт применения.

Стиль и способы педагогического взаимодействия: позитивный и негативный опыт реализации.

Типичные ошибки педагога во взаимоотношениях с учащимися: боязнь решительных действий; отсутствие четких правил и норм взаимоотношений; непоследовательность; неоправданная снисходительность; жесткий стиль; педагогические действия на уровне эмоциональных реакций; неосторожные замечания, нетактичность в общении с учащимися; панибратские отношения, заигрывание с учащимися; недостаточное знание учащихся, игнорирование индивидуального подхода; недооценка беседы с глазу на глаз.

Задания к практическому занятию:

1. Повторить, пользуясь учебными пособиями, дополнительной литературой и конспектами занятий, материал, характеризующий систему межличностных отношений педагогов и учащихся.

2. Подготовиться к решению педагогических задач и воспитательных ситуаций, отражающих особенности взаимоотношений и поведения педагогов и детей в педагогическом процессе.

3. Подготовить письменно собственную версию свода правил поведения педагога во взаимоотношениях с учащимися

Содержание заданий экспресс-опросов по курсу «Общая педагогика»

Учебное занятие №1

Письменный экспресс-опрос (по ключевым для общей педагогики проблемам, изученным при освоении студентами курса «Общая психология»).

Студентам предлагается дать определение понятий:

1) человек, индивид, индивидуальность, личность,

2) развитие, формирования, социализация;

3) назвать компоненты структуры личности.

Учебное занятие №2

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается дать определение понятий:

1) педагогика, ее объект, предмет и функции;

2) образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание;

3) назвать основные отрасли педагогической науки.

Учебное занятие №3

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается назвать:

1) основные движущие силы и закономерности развития человека;

2) перечислить факторы развития человека и

3) факторы формирования его личности.

Учебное занятие №4

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается охарактеризовать:

1) роль наследственности в развитии человека;

2) роль самовоспитания в формировании его личности;

3) мотивы и способы самовоспитания.

Учебное занятие №5

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается охарактеризовать:

1) функции и типологию семей;

2) основные факторы формирующего влияния семьи;

3) стили родительского поведения.

Учебное занятие №6

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1)назвать основные макро- и мезофакторы, определяющие формирование и социализацию личности:

2) охарактеризовать основные факторы и особенности формирующего влияния семьи;

3) перечислить известные студентам психолого-педагогические концепции коллектива.

Учебное занятие №7

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) назвать виды деятельности в подростковом и юношеском возрасте;

2) охарактеризовать функции и структуру общения;

3) охарактеризовать условия эффективности педагогического общения.

Учебное занятие №8

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать движущие силы воспитания;

2) охарактеризовать основные принципы воспитания;

3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.

Учебное занятие №9

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать движущие силы воспитания;

2) охарактеризовать основные принципы воспитания;

3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.

Учебное занятие №10

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) представить в виде схемы структуру педагогического процесса;

2) назвать и кратко охарактеризовать основные функции педагогического процесса;

3) охарактеризовать основные компоненты субъектности педагога.

Учебное занятие №11

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать цели образования в российской школе, их варианты в процессе исторической эволюции;

2) охарактеризовать формальный и материальный подходы к отбору содержания образования;

3) охарактеризовать понятия: фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Учебное занятие №12

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать структуру государственного образовательного стандарта и ее компоненты;

2) представить в виде схемы структуру учебного плана общеобразовательной школы;

3) охарактеризовать структуру программы учебной дисциплины и основные требования к ней.

Учебное занятие №13

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается дать определения понятиям:

1) формы организации педагогического процесса (назвать формы организации обучения);

2) методы педагогического процесса (назвать методы стимулирования в воспитании;

3) охарактеризовать сущность поня­тия «педагогическая технология», назвать признаки педагогической технологии.

Учебное занятие №14

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать специфику формирующего влияния семьи;

2) охарактеризовать особенности влияния материально-бытовых условий семьи на воспитание ребенка;

3) охарактеризовать роль представителей старшего поколения семьи, старших и младших братьев и сестер в формировании личности ребенка.

Учебное занятие №15

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) Назвать основные условия обеспечения сплоченности детского коллектива;

2) Кратко охарактеризовать роль принципов самодеятельности, романтики и игры в жизнедеятельности детского коллектива;

3) Назвать условия конструктивного взаимодействия ученического коллектива и классного руководителя.

Учебное занятие №16

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) Назвать основные способы (методы) педагогического воздействия;

2) Кратко охарактеризовать стили взаимодействия педагога и воспитанников;

3) Оценить педагогические последствия применения воспитателем исключительного авторитарного стиля во взаимоотношениях с учениками.

Наши рекомендации