Риза Фахретдин - идеолог и лидер движ-я джадидизма.
К сожалению, труды философов, учёных, просветителей того времени изучены недостаточно. Как пишет известный исследователь творческого наследия философов-просветителей конца XVIII и XIX веков А.Н. Юзеев «Философское наследие татарского народа различных эпох можно сравнить с айсбергом: современные читатели видят лишь его малую часть, а основная – всё ещё скрывается под водой...».
В рассматриваемый нами период начинается формирование капиталистических отношений в Поволжье и становление нац. самосознания татарского народа. Само время диктовало необходимость изменения старых форм бытия: общественных, в обучении, воспитании. Средневековые формы обучения, проникнутые схоластикой исламской религии, воспитание, построенных на религиозных канонах, общественная мысль, скованная догмами ислама уже не могли удовлетворить изменяющееся общество. Неприятие новых форм бытия грозило татарскому народу отсталостью. Поэтому само время, сама жизнь требовала реформ.
Этот период для татарского народа явился эпохой выбора. Выбора между средневековой схоластикой или светским обучением достижениям общечеловеческой культуры; между развитием промышленности, науки, ремесел и служение догмам ислама. Главным полем, на котором решался этот выбор, явилась философия и просветительство, чему в основном и посвящается настоящая работа.
Особенности творчества и деятельности Р. Фахреддина.
Р. Фахретдин родился в деревне Кичучат Альметьевского района Республики Татарстан. В то время это был Бугульминский уезд Самарской губернии. Он родился в семье муллы в 1859 году. Сегодня в деревне Кичучат усилиями местных активистов-интеллигентов открыт музей.
Творческое наследие Р. Фахреддина огромно. Так, в «Эдэби сузлек» (Литературный словарь) в статье, посвященной Р. Фахреддину, простое перечисление его только изданных произведений заняло целую страницу. Специалисты говорят о том, что полное творческое наследие Р. Фахреддина могло бы насчитывать около 100 томов.
В наследии Р. Фахреддина большое количество исторических исследований, не потерявших значения и сегодня. Среди них особое место занимают «Асер» (биографии знаменитостей татарского народа) в 15 частях, «Знаменитые женщины» (Знаменитые женщины) (издается в Оренбурге в 1903 году).
Философские произведения Р. Фахреддина, в основном, переводческого характера. Например, «Имам Газали» (имя одного из первых основателей ислама как философского течения) или (о жизни и творчестве одного из крупнейших философов арабского мира Аверроэсе). Кроме того, Р. Фахретдин – автор десятков работ о социальной, политической и повседневной направленности мусульманства.
Особое место в наследии Р. Фахреддина – Казыя (иногда его называют этим именем, которое означает мусульманского судью) – занимают труды, посвященные воспитанию и просвещению. Главным трудом в этой области остается его «Насихат» (Воспитание, назидание), который был напечатан в журнале «Магариф».
Основные вехи жизни Р. Фахреддина.
После окончания медресе, с 1891 года он – казый в Уфе, с 1906 года он занимается преподавательской деятельностью в одном из прогрессивных в то время медресе «Хусаиния» (Оренбург). С 1908 по 1918 годы Р. Фахреддин становится главным редактором не менее знаменитого в татарской истории журнала «Шура». В советскую эпоху, с 1922 до самой смерти, т.е. до 1936 года, Ризаэддин Фахреддин – глава Российских и Сибирских мусульман.
Как видим, деятельность Р.Фахреддина тесно связана с исламом, с одной стороны, и с просветительством, с другой.
Основные идеи.
В области истории Р. Фахреддин проповедовал преемственность татарской культуры от булгарского наследия. В этом отношении его самое большое произведение «Асер» наполовину посвящается знаменитым личностям именно булгарского периода. Кроме того, историю татарского народа и татарской культуры Р. Фахреддин тесно связывает с исламской культурой и с исламом, в частности.
Именно через сочинения Р. Фахреддина нам стали известны имена некоторых общественных и мусульманских деятелей булгарского периода и Казанского ханства. Среди них можно упомянуть хотя бы Саиф Сараи.
В области Ислама именно Р. Фахредддин оказался первым из тех, кто считал, что религия и мусульманская нравственность должна стать основой возрождения татарской нации. В этом отношении важнейшими переводами являются «Хадисы» (Законы Ислама), в которых проповедуется нравственное назидание для татарского народа.
В области просветительской деятельности, кроме хадисов, в творческом наследии Р. Фахреддина необходимо назвать «Насихат». Это объемное произведение призвано дать ответы на вопросы, которые встречаются в повседневной жизни. Кроме основ Ислама, в этом произведении Р. Фахреддин проповедует так называемые «традиции народной педагогики», которые стали весьма модными в последние годы.
В области Ислама и общественной деятельности Р. Фахреддин стоял на позициях религиозных реформ, которые основали Утыз-Имяни, Курсави и просветители Марджани, Фаизханова и Насыйри. Р. Фахреддин призывал соединять исламское образование со светским обучением.
Особое место в общественной деятельности Р. Фахреддина занимает его редакторство в журнале «Шура». За время его работы в этом журнале, издание стало одним из важнейших изданий в татарской культуре той эпохи. Здесь печатались лучшие произведения татарских писателей. Кроме того, журнал отличался тем, что наряду с произведениями Р. Фахреддина (исламское просветительство) здесь печатались переводы западноевропейских писателей (Ф. Карими).
Один из учеников Марджани и соратник Р. Фахреддин Абдаллах бин Убайдаллах вспоминал, что просветители говорили свои ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейским образцам. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремёсла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!» [Юзеев, 2001, 162].
В татарской науке и культуре XVIII-XIX веков основным явлением следует считать постепенное и болезненное освоение западноевропейской и русской культуры. Этот переход, продиктованный развивающимися капиталистическими отношениями во всех сферах общественной жизни, осознавался всеми прогрессивно мыслящими людьми того времени.