Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта.

Иоганн Фридрих Герберт (1776-1841) - крупнейший немецкий педагог-теоретик XIX столетия. Будучи одновременно философом и психологом, он сделал попытку обосновать педагогику с помощью данных этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, а с помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей.

Анализируя пед. процесс, Герберт выделял в нем три части - управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Герберту, состоит в дисциплинировании детей, в упорядочении их поступков и желаний. Обучение он считал важнейшим средством воспитания, отмечал, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспитания Герберт считал и обучение и управление, он предусматривал также использование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание и т. д.).

Наиболее разработанной в педагогической системе Герберта является теория обучения. Особенно популярными в буржуазной педагогике XIX в. были его идеи о четырехступенном построении учебного процесса - введение нового материала, установление связи между новым и уже известным, обобщение и формулирование выводов, практическое применение приобретенных знаний.

Наиболее разработанной в пед. системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Герберт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

Герберту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Он считал обучение основным средством воспитания, на основании которого развивается шесть видов так называемого многостороннего интереса. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие - общественной жизни.

Одна из важнейших задач образования заключается у Герберта в возбуждении многостороннего интереса. Герберт рассчитывал разрешить ее созданием у воспитанников разнообразных и подвижных групп представлений путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Он пояснял, что человечество проявляло в своей юности те же интересы, какие свойственны детям и юношам. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг философии и истории древних народов.

Процесс обучения по Герберту обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.

Гербертом определены три универсальных метода обучения: · Описательный метод.

· Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.

· Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.

Все эти методы следовало применять в совокупности.

Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Герберт считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.

Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его к нравственности.

18. "Новое воспитание" и реформаторские образовательные течения. Педагогика Прагматизма Дьюи.

Бурное развитие промышленности, великие открытия (телефон, телеграф) привело к совершенствованию технологии и организации труда, что привело к исчезновению универсального рабочего и появлению потребности образованных и самостоятельных специалистах.

Система образования не могла дать такого специалиста. Критиковали начальную школу за огромный объем общеобразовательных знаний за то, что школа не способствует развитию самостоятельности и активности, и не готовила к жизни. Среднюю школу критиковали за предпочтение гумманитарно-классического образования, не удовлетворяющего потребности в инженерно-технических кадрах. Это были общие проблемы для всех систем образования в зап. Европе и США.

Кризис традиционной педагогики вызвал ряд новых концепций, получивших название реформаторской педагогики. Общим для реформаторской педагогики было негативное отношение к старой педагогики и углубленный интерес к личности ребенка. Были сторонниками сочетания умственного и физического труда, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Т.о., с конца XIX в. образовалась реформаторская пед-ка. Главной идеей было формирование целостной личности, выступавшей не только субъектом пед. процесса путем обогащения знаний.

Одним из ярких направлений реформаторской пед-ки являлись идеи Георга Кершенштейнера, предложившего пед-ку гражданского воспитания на основе трудовой школы. Труд рассматривается как предмет и как принцип обучения. Главная цель была в формировании у детей таких качеств, к-ые должны быть свойственны наемному рабочему (народная школа). Гуманистический аспект этой идеи разрабатывается Г. Шаррельманом и Ф. Гансбергом.

Педагогика «действия».В. Лай (1862-1926 гг.), к-ый противопоставил пед-ку «действия» школе «учебы». Обосновав свою школу, с к-ой учебный процесс строится на основе действия, реакции слагаемого из единства восприятия умственной ее переработки и внешнего выражения – «иллюстрированная школа».

Экспериментальная педагогика ввела опытные методы исследования. Э. Мейман (1862-1915), Э. Торондайк (1874-1949), А. Бине (1857-1911) – благодаря им были введены понятия эксперимент и т.д. Целью этих ученых было получение опытным путем данных для усовершенствования пед. процесса. Получали данные методом тестирования, анкетирования и т.д. Первые тесты по опр-ю возрастных особенностей были разработаны Бине. По этим тестам можно было изучать поведение ребенка в различных учебных и неучебных ситуациях. Торандайком была разработана система количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с использованием стандартного тестового обучения по опр-ю Лайя должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая в кач-ве мех-ма управления рефлексами.

Прагматическая педагогика.Д. Дьюи (1859-1952) – наиболее яркий представитель прагматической педагогики. Методологической основой была философия инструментализма. Идеи он воплотил в школе, в которой обучались дети с 4-13 лет. Воспитание рассм-ся как система формирования детей, приспособленных к жизни людей в условиях предпринимательства. 4-8 лет хар-ся действиями, впечатлениями; 8-11 лет заинтересованность в рез-тах своей деятельности; 11-13 лет связано с развитием всех сил личности. Считал, что в школе должно быть ощущение свободы. Модель учебного процесса: 1 чертой была реальность учебного материала, 2 – целостность, 3 – обучение деланьем, 4 – проблемность в обучении, 5 – игровая дятельность в учебном процессе.

Вальдорфская педагогика. Основоположником яв-ся Р. Штейнер. В 1919 г. в Штутгарте создал школу, в к-ой уделялось внимание не только умственному развитию личности.. Задача: воспитание духовной свободной личности, способной к индивидуальной деятельности. Главным действующим лицом яв-ся учитель, он вел с 1-8 кл. – все предметы. В классе до 30 человек. Активно участвуют в деят-ти школы родители. В такой школе большое внимание уделялось худ-му образованию. Вальдорфские школы были автономны, нет поста директора школы. Такие школы появились и в Казани, они существуют и до сих пор.


Наши рекомендации