Технология интенсификации общения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.ф. шаталова

Технология обучения (педагогическая технология) новое (с 50-х годов) направление в

педагогической науке. Технология обучения занимается конструированием

оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Однако, само слово пришло к нам из греческого языка «технос» - искусство,

мастерство, «логос» ~ учение.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

- разработка диагностично поставленных целей обучения;

- ориентация всех учебных процедур на достижение учебных целей;

- оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

- воспроизводимость обучающих процедур.

В практике современной школы применяются технология программированного обучения, новые компьютерные технологии, игровые педагогические технологии. Педагогическая технология В.Ф. Шаталова имеет начало в 70-х годах. В этот период в стране осуществлялся переход к всеобщему среднему образованию в школе, которая не была подготовлена к решению этой задачи. Учителя попали в очень сложное положение. От них стали требовать стопроцентной успеваемости школьников, однако, современная система обучения не позволяла это требование выполнять. Часть учителей стала на путь процентомании, другая часть - ушла из школы. А В.Ф. Шаталов разработал такую систему обучения, которая позволила решить эту педагогическую и общественную задачу.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ В. Ф. ША ТАЛОВ А: А. многократность повторения, обязательный поэтапный контроль; высокий уровень трудности; изучение крупными блоками, учение без принуждения; применение опорных сигналов, бесконфликтность учебной ситуации; гласность успехов каждого; открытие перспективных для исправления; все дети талантливы; личностно-ориентированный подход, гуманизм; соединение обучения и восприятия

- четкая, строго определенная организация всего учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося

- структура изучения каждой темы, которая имела свой №, известный всем учащимся, была всегда одинаковой.

1) первое развернутое объяснение учителя

2) второе сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам

3) изучение учащимися уменьшенных копий опорных плакатов

4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях

5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке
прослушивание устных ответов товарищей

ЖЕСТКОЕ ПОЭТАПНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Изучение учебного материала укрупненными единицами. Теорию этой проблемы разработали ПМ Эрдниев, Л.И. Балашова. Так Л.И. Балашова установила, что информационная емкость учебного материала значительно повышается при параллельном структуировании учебного материала.

ПРИМЕР: Вместо того, чтобы давать детям 4 различные правила о придаточных

предложениях разных видов, можно сразу дать одно правило;

Придаточные предложения „причины

называются такие предложения, которые обозначают причину, цель действия главного предложения и отвечают на соответствующие вопросы. Такой подход позволил развивать у учащихся умственные способности, уменьшил количество ошибок и т.д.

В. Широкое использование листов с опорными сигналами. Это наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал

Очевидно, что использование опорных сигналов облегчает усвоение нового учебного материала учащимися, помогает его запомнить, воспроизводить, ведет к успешности в обучении.

25. Педагогические идеи К.Д. Ушинского.

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы КД. Ушинского

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли - естественен и основывается на
ясных психологических законах человеческой природы.

4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Наши рекомендации