Проблемное поле современных социально-педагогических исследований.

Возрождение социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности в России началось в 90-х годах. Проблемами социальной педагогики занимались: В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, Л. Я. Олиференко и др. Научное исследование в области СП принято называть социально-педагогическим; оно представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании, методах и формах деятельности социального педагога. Специфика социально-педагогического исследования, его сложность определяется тем, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей. Этот процесс динамичный, развивающийся: растет и изменяется с каждым днем ребенок, изменяется среда, которая его окружает, возникают, закрепляются или наоборот разрываются социальные связи со средой и многие другие процессы, которые влияют на становление личности ребенка. Эффективность научных исследований в социальной педагогике зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и др. В. И. Загвязинский выделяет пять источников: 1) общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в социальном заказе общества; 2) достижения комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (науки о здоровом образе жизни), философии, социологии; 3) теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт; 4) педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры и др.); 5) творческий потенциал работников социальной сферы (социальных педагогов, социальных работников, социальных психологов и др.).

19. Сущность и содержание СПД.

В условиях роста групп риска, преступности, числа людей без определенного места жительства, безработных необходима система социальной работы. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области социальной работы является важнейшей проблемой современности.

Деятельность социального работника определена спецификой социальной ситуации:

особенностью характера взаимоотношений старшего и младшего поколений;

низким уровнем социальной активности;

возросшим количеством асоциальных групп;

изменением ценностей и др.

Деятельностью социального работника охвачены все возрастные категории населения, она осуществляется в различных сферах жизни и предусматривает взаимодействие всех общественных и воспитательных институтов, направлена на анализ социальных структури форм жизнедеятельности.

Социальный работник участвует в процессе социализации детей, подростков и взрослых, оказывает помощь семье и другим общественным институтам, выполняющим роль посредника между детьми и взрослыми, личностью и обществом.

Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиентам сориентироваться в современных экономических, политических, социальных условиях жизни.

Социальная деятельность современными исследователями понимается как деятельность, состоящая в педагогическом руководстве семейным воспитанием и воспитательной средой в социуме, направленной на Формирование благотворной, педагогически разумной среды.

Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Деятельности социального педагога можно выделить следующие функции:

• Диагностическую;

• Прогностическую;

• Посредническую;

• Коррекционно-реабилитационную;

• Охрано-защитную;

• Предупредительно-профилактическую;

• Эвристическую.

К средствам относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух видов – образование и комитетов по делам молодежи.

Фактически эта должность может вводится во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типологии учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

1. учреждения образования;

2. учреждения комитетов по делам молодежи;

3. учреждения здравоохранения (детские больницы, спец – больницы для психически больных детей, детей – наркоманов, санатории для детей и др.);

4. учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

5. учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники – распределители для детей и подростков, воспитательные колонии и др.).

Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т.д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющую ту или иную специализацию.

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно – государственный характер

20 Основные направления социально-педагогической деятельности:
1. Аналитико-диагностическое.Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности.

2. Социально-правовое.Социально-педагогическая защита прав ребенка.
3. Консультативное.Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.
4. Профилактическое.Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.

5. Методическое - проводим анализ своей социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участвуем в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам, участвуем вгородских методических объединениях социальных педагогов, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводим социально-педагогические исследования, участвуем в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских.


21 Основные принципы социально-педагогической деятельности:
- принцип взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы,
- принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и родителя, создание условий длясаморазвитии и социализации личности;
- принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
- принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны

Одним из самых эффективных подходов к реформированию современного образования назван личностно ориентированный подход.
Понятие личностно ориентированный подход в трудах Сухомлинского отсутствуют, но большинство его трудов посвящено вопросам личностного, индивидуального подхода.Одним из основных положений у В.А.Сухомлинскогоесть положение о неповторимости каждого ребенка. Принципы личностно - ориентированного подхода:

1. принцип неповторимости каждого ребенка.

2. принцип признания отсутствия неспособных детей.

3. положение о неравенстве умственных способностей детей. Обусловлено разными умственными задатками детей.

4. принцип индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

5. принцип учета индивидуальных особенностей учеников.

6. принцип определения каждого ученика личностью.

7. принцип получения позитивных чувств от учебы.

8. принцип учебы через преодоление трудностей. Учеба должна быть интересной, желаемой для учеников.

9. принцип исследовательского подхода к предмету изучения.

10. принцип обязательности самостоятельного умственного труда учеников.

11. принцип человечности, чуткости и тактичности по отношению к ученикам.

12. принцип понимания оценки знаний учеников как инструмента воспитания.

13. принцип взаимозависимости коллектива и личности в учебе.

14. принцип зависимости личности ученика от личности учителя.
15. принцип рассмотрения учебно-воспитательного процесса как сложной системы.

Наши рекомендации