Дошкольного возраста. Система и виды игр в обучении детей дошкольного возраста, и их роль в деятельности педагога.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Другие исследования определяют особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Значение игры в художественном воспитании детей раскрывается в исследованиях Н.А. Ветлугиной, Н.П.
Для ребенка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, свойственные миру взрослых.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Сначала это действия с игрушками, заменяющими настоящие вещи. Расширение содержания игры и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, в уме).
Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в уме создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам мышления, творчества. В игре развиваются физические силы ребёнка (становится твёрже рука, гибче тело, вернее глаз), сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатывается у ребят организационные навыки, развиваются выдержка.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примерами игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относятся так же развивающие, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые.
Исследования, проведенные под руководством А. П. Усовой, раскрыли значение игры как средства формирования детского общества, как формы организации жизни детей.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. Поэтому при организации игры особое внимание обращается на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.д.
Наиболее полноценно игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр: творческих, подвижных, дидактических.
Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научиться чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, незаметным для ребенка, совершается непреднамеренно.
Содержание и характер обучения оказывают влияние на содержание и развитие игры.
Игра связана и с трудом. Один из. видов труда детей — ручной труд— связан с игрой непосредственно. Овладение детьми ручными умениями к старшему дошкольному возрасту значительно повышает их самостоятельность в игре. В соответствии со своими замыслами дети могут не только подобрать готовые игрушки, но и изготовить недостающие из бумаги, дерева, картона, природного материала.
Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Принципы обучения.
Проблему принципов обучения М.А. Данилов, М.Н. Скаткин.
В системе педагогических категорий принципы занимают одно из ведущих мест. При этом следует заметить, что образовавшаяся в процессе развития дидактической науки система принципов говорит о том, что номенклатура самих принципов постоянно расширяется. Особенностью этой системы является то, что входящие в нее дидактические принципы имеют внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность.
Принципы отражают педагогическую концепцию, законы и закономерности обучения. Они же указывают на цель, сущность, содержание, структуру обучения и позволяют использовать их в качестве регулятивных норм практики.
Дидактические принципы, как понятие, выступают преимущественно в своей гносеологической функции в исследованиях ученых - дидактов, «принцип обучения» же – в функции практической у педагога-практика. В первом случае понятие является результатом научного познания, во втором – исходным пунктом, концентрированным выражением этого познания. Преобразующая функция принципа обучения сказывается в способах деятельности, приемах, процедурах обучения, конструировании и программировании учебного процесса: содержании, методах, организационных формах.
принципов обучения:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип научности содержания и методов учебного процесса;
принцип систематичности и последовательности в овладении содержанием образования;
принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя;
принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного;
принцип доступности обучения;
принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;
принцип связи обучения с жизнью;
принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов обучения.
Данная система описана в педагогике, изданной под редакцией П.И. Пидкасистого, но эти же принципы, по сути, описаны и в других учебных изданиях и пособиях, в том числе и по дошкольной педагогике. Все входящие в эту систему принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, хотя и неоднозначны. Каждый из принципов несет в себе собственное содержание, отражающее определенную тенденцию учебного процесса. Вся система принципов, будучи реализована, влияет на их взаимное содействие, тем самым, способствуя гармоничности учебного процесса.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на решение целей всестороннего, гармонического развития личности, куда входит не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие нравственных, эстетических качеств, формирование отношения к труду, познавательной деятельности, социально-значимого поведения.
Принцип научности Требованиями этого принципа были провозглашены обязательная научная достоверность сообщаемых знаний, раскрытие сущности изучаемых явлений, Принцип систематичности и последовательности ориентирует на усвоение системных знаний. Имеется в виду установление связей между элементами изучаемого, единство элемента и системы, части и целого. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся опирается на положение,. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного часто называют «золотым правилом» дидактики. Принцип доступности обучения выступает регулятором меры трудности при усвоении учащимися нового материала. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся требует на фоне формирования позитивного отношения к учению прочного усвоения знаний, осознания их необходимости. Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения обеспечивается разумным сочетанием разнообразия