Педагогическое творчество новаторов
второй половины ХХ века в России. Методическое творчество известных педагогов – новаторов (по выбору студента: Амонашвилли, Лысенкова, Шаталов). Новаторские подходы в дошкольном образовании.
Творчество — это всегда создание нечто нового на основе преобразования познанного. Новизна и преобразование - это наиболее существенные признаки и характеристики творчества.
Образование подрастающего поколения в этом ключе рассматривается как процесс, направленный на развитие мышления детей, их духовного развития. В этой связи возникла необходимость разработки методик, способствующих усвоению не только предлагаемых знаний, но и дающих возможность самостоятельного поиска информации и формирования знаний. Поиском путей решения этой дидактической проблемы занялись педагоги, которых стали называть новаторами, Это Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Т.И. Гончарова, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов и многие другие. Их опыт – открытая, постоянно совершенствующаяся система. Ш.А. Амонашкили, в частности, научно обосновал и проверил в школьной практике условия, способствующие становлению социально значимых мотивов учения, всестороннему развитию личности младших школьников и гуманизации знаний. Заслуженный учитель школы С.Н. Лысенкова разработала своеобразную систему управления учением младших школьников, которая дарит учащимся радость успеха в учебном труде, вооружает их способами учения, саморегуляцией учебно-познавательной деятельности.
Е.Н. Ильин пошел по пути ускорения духовного развития учащихся, создавая уроки литературы (именно создавая) как уроки познания себя, жизни, нравственного прозрения.
В.Ф. Шаталова– приобщать каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитывать познавательную самостоятельность как качество личности, укреплять в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и способностях.
Как творческую авторскую методику можно характеризовать систему гуманно - личностного обучения Ш.А. Амонашвили.
Амонашвили Шалва Александрович - Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?»,
В основе системы Ш.А. Амонашвили лежит искусство любви к детям, представление о высокой миссии каждого ребёнка, которую нужно ему раскрыть и помочь ему реализовать. Поэтому у ребёнка должно быть счастливое детство, и именно урок выступает формой жизни детей, их духовного обогащения в процессе обучения и сотрудничества друг с другом и с педагогом.
Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: облагораживание души и сердца ребёнка, развитие и становление познавательных сил ребёнка, обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений, способствовать становлению, развитию и восприятию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приёмов среди которых:
гуманизм: искусство любви детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания.
индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха.
мастерство общения: закон взаимности, его величество - вопрос, атмосфера романтики.
резервы семейной педагогики: родительские субботы, культ родителей.
учебная деятельность: литературное творчество детей, приёмы материализации процессов чтения и письма.
4. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста:
значение, виды, содержание, формы и методы организации
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит дошкольника перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста посвятили свои исследования многие педагоги. Среди них следует назвать В.Г. Нечаеву, Г.Н. Годину, Д. В. Сергееву, Р.С. Буре, Л. И. Захаревич, В. И. Логинову, Н. М. Крылову и других исследователей. Ученые отмечают, что особенностью детского труда является то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
В трудовом воспитании детей дошкольного возраста выделяется две группы задач:
– помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);
– развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
По своему содержанию труд дошкольников делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд
Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания и обучения в детском саду» применительно к каждой возрастной группе.
Содержание труда реализуется в разных формах организации: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
Поручение – это обращенная к ребенку просьба, взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.
Общий, совместный, коллективный труд.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других.
коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях. К ним относятся:
Создание эмоционально-положительной атмосферы.
Организация материальной среды и трудового оборудования.
Учёт нагрузки.
Учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей.
Ознакомление с трудом взрослых.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Нравственное воспитание и его сущность. Воспитание нравственных качеств в целостном педагогическом процессе. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в ДОУ.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает.
В дошкольной педагогике выделяются три группы задач нравственного воспитания.
1 формирование нравственного сознания подрастающего поколения — системы нравственных представлений, понятий, суждений.
2 Формирование нравственного поведения — вторая группа задач нравственного воспитания на всех этапах развития ребенка.
3 формирование нравственных чувств и отношений. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние.
Все задачи нравственного воспитания решаются комплексно, в процессе деятельности, в условиях коллективного, совместного образа жизни в детском саду.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства) способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
Природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. Некоторые ученые предлагают объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Содержание нравственного воспитания включает в себя воспитание гуманности как качества личности; патриотизма и гражданственности; трудолюбия, коллективизма. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.).
Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками в коллективных взаимоотношениях. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками, сладостями.
Отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г.Нечаева, В.Л. Горбачева и др.) и психологи (B.C. Мухина, И.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Основные направления в методической работе: с раннего возраста приучать ребенка к чистоте и порядку, обращая внимание малыша на эту сторону его жизни. Приучать пользоваться носовым платком и салфеткой во время еды.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. С