Основные пед. Течения к.XIX-н.XXвв
Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы, часто подводятся под общее понятие «реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания».
Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания.
Среди многочисленных течений наиболее известными были:
1. свободное воспитание
2. эксериментальная педагогика
3. педагогика действия
4. прагматическая педагогика
Свободное воспитание отличается от традиционного, как правило, большей осознанностью, очевидно меньшим консерватизмом и, самое главное, существенно большим уважением к личности ребенка.
Нередко свободное воспитание отождествляют с попустительским воспитанием, но это не так. Когда ребенок командует родителями, когда происходит «спустя рукава воспитания», когда родителям или другим воспитателям просто не до воспитания или когда ребенка оставляют наедине с самим собой, двором, телевизором или компьютером - это не свободное воспитание, а отсутствие воспитания. Аналогично, свободное воспитание - это не вседозволенность, что многократно и громко подчеркивали и Жан-Жак Руссо, и Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл, наверное один из самых последовательных, ярких и успешных лидеров ХХ века, занимающихся практикой свободного воспитания.
Свободное воспитание по мужскому типу отличается от свободного воспитания по женскому типу. Свободное воспитание по мужскому типу в первую очередь уважает свободу ребенку принимать самостоятельные решения и платить за собственный выбор, и основной задачей ставит лишь своевременно познакомить ребенка с последствиями произведенных им действий, чтобы ребенок имел достаточно данных для обдуманных поступков. В отличие от этого, свободное воспитание по женскому типу стремится в первую очередь оберечь ребенка от жесткости внешнего и взрослого мира, и действуя изнутри, играя на чувствах и обращаясь к чувствам, стремится содержать ребенка в возможно большей безопасности. Для многих в первую очередь женщин свободное воспитание - это воспитание, жалеющее ребенка, хотя идеи свободного воспитания с этим желанием не перетруждать ребенка и создать ему комфортные условия жизни не связаны никак.
В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.
С конца 19 века традиционная школа и педагогика стали подвергаться всё нарастающей критике по двум основным
.: принципам: экономической и политической. Несоответствие школьного образования новым общественно- экономическим условиям , которые были вызваны переходом капитализма в империализм. Необходимостью противодействия влиянию марксизма на молодёжь. Эти две причины привели к тому, что на рубеже веков появляется большое количество различных реформаторских течений, особенно в Германии, где тогда находился центр мирового социалистического движения.
Экспериментальная педагогика складывалась одновременно во многих странах мира. Её представители Э. Мейман (Германия), О .Декроли (Бельгия), Э.Торндайк. Цель этой педагогики- найти
новые методы изучения ребёнка путём эксперимента. Проведённые исследования, позволили выдвинуть на первый план психологию ребёнка, чтобы из неё вывести воспитание, которое он должен получить. Основные принципы и подходы к экспериментальной педагогике определил Эрнест Мейман в трёхмерном издании «Лекции по введению в экспериментальную педагогику». На её основе в Англии была разработана теория врожденной умственной и одарённости. В трудах американца С. Холла и француза А. Бине экспериментальная педагогика переродилась в педологию. А Бине и Т.
Симон предложили с помощью тестов определять индивидуальные способности учащихся. Бине утверждал , что в процессе воспитания следует опираться на врождённые данные. Положительным у него было стремление разрушить школьную традицию, сохранявшую главным средством обучения слово учителя. Однако предлагая строить обучение в гомогенных группах , члены которых обладали бы сходными способностями и уровнем развития. Педагогика действий создана в Германии Вильгельмом Лаем в рамках экспериментальной педагогики. Её основополагающая идея - всякое внешнее раздражение вызывает реакцию, ответное движение во всех организмах. Следовательно, в основе воспитания и обучения также должны лежать реакции- действия, протекающие всегда по определённой схеме рефлекторного акта: восприятие- переработка- выражение. Особая роль отводилась третьему компоненту схемы-выражению. Он и является собственно реакцией, направленным на приспособление к окружающей обстановке.От данного компонента и произошло название теории. Лай разработал новый учебный план, в котором преподавание подразделялось на «наблюдательное» и «изобразительно- формальное». В первом блоке были предметы, изучавшие жизнь природы и человека, т. е. то . что связано с восприятием : естественная история, физика , химия . география ...Во второй блок входили предметы , дающие материал для выражения. Это явно искусственное разделение ,|так как один и тот же предмет мог быть уместно представлен в обоих блоках.
Педагогика прагматизма родилась в США на основе философии прагматизма. Представители этого течения считают, что прагматизм стоит выше идеализма и материализма, они не признают объективных законов, заменяя их переживаниями, ощущениями самих людей. Именно это , составляет единственную реальность. Истинным объявить можно всё, что отвечает интересам. Так, например, поскольку идея Бога даёт удовлетворение, поскольку она полезна, значит, она является истинной и Бог существует. Долгое время главой философии прагматизма был американский педагог Джон Дьюи. Воспитание Дьюи - рассматривает как систему формирования молодых людей, оптимально приспособленнв к жизни. Дьюи разработал свой вариант педагогики, который назвал инструментализм, где на первое место в обучении выдвигается опыт,- накопленный детьми. Отсюда вытекала идея о необходимости такой организации обучения, которая основывается на самопроизвольных интересах и личном опыте детей , где каждое действие обучаемого становится инструментом открытия и способом добывания очередной истины. Педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, согласно которому в центре всей школьной жизни стоит ребёнок. Основные положения пед.теории Дьюи: отсутствие заранее составленных учебных курсов, материал обучения берётся из окружающей жизни, ребёнок определяет как качество . так и количество обучения.
22. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения. С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма(прагма - дело, действие). Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истино то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную пед. Концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.
Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Дьюи считал революцией в педагогике педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, где
в центре всей шк. жизни стоит ребенок. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.
Основные положения:
* отсутствие заранее составленных учебных курсов
* Материал обучения берется из окружающей жизни
* Обучение через делание
* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения
* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя
Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам развития Дьюи относил следующие:
- самостоятельное создание детьми орудий труда
- использование этих орудий для изготовления предметов
- практическая работа, экскурсии, рисунки
- отчеты о приобретенных сведениях как средства общения
Центр тяжести переносился с учителя на активную работу самого ребёнка.
Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого явл. деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;
* самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов
* развитие у ребенка концентрации внимания в процессе выполнения действий
* индивидуальный темп работы
* упражнения по оказанию помощи другим и разрешение помочь себе
* наличие материалов для самоконтроля и проверки правильности выполнения заданий
Рудольф Штайнер- представитель вальфдорской пед-ки,считал, что школьное воспитание должно служить развитию человека:
- необходимо вводить преподавание иностранного языка с первого года обучения
- в обучение входят такие предметы как черчение, геометрия, эвритмия(язык, музыка, движение)
- художественное оформление классных комнат, проведение праздников.
Педагогика позволяет развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка. Принципы вальфдорской педагогики:
* демократичность - партнерские отношения
* эстетическая направленность
* отказ от отметок успеваемости
* тесная связь с родителями
* ориентация в учебном процессе на развитие и настроение конкретного ребенка
* принцип экономичности - исключение всего, что сдерживает духовное развитие ребенка.
Развиваются 3 сферы внутренней деятельности человека - мышление, чувство, воля
Френе. Школа перестает быть комплексом классов, а превращ. в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. В развитии творческой личности Ф. выделял 3 фазы: -Проб и ошибок -Упорядочивания - Игры-работы
Свободная деятельность ребенка явл. его обучением. Но к ребенку также предъявляются определенные требования, осуществляется контроль.
ПетерсенОсновополагающим считал замену обычного класса разновозрастной группой учащихся, близких друг другу по духу. Родители привлекались к участию в обсуждении учебных программ, школьного расписания, таким образом не разрушается связь с семьей. Процесс обучения в Иена-план школе строился с учетом индивидуальности школьников, способностей учащихся в группе, временем занятий, учебным материалом. П. рассматривал создание человеческих отношений на гуманистической основе как «стержень» воспитательной программы Йена-план. В 20-е годы классно-урочная системы пришла в упадок, ее потеснили новые формы организации учебного процесса, в частности Дальтон-план. Они получали от учителя задания, в которых указывались основные вопросы и источники для нахождения ответов. Работа шла самостоятельно, индивидуально или небольшой группой. Ведущая роль учителя отменялась, он становился консультантом. С одной стороны, снижались эффективность учебных занятий, с другой - увеличивалась осознанность и прочность изучаемого материала. Г.Кершенштейнер. Немецкий педагог ,был народным учителем- гувернером, затем, по окончании факультета естественных наук Мюнхенского университета, 12 лет преподавал в гимназии . В 1895 стал директором народных училищ города Мюнхена и получил известность как организатор и реформатор дополнительного и профессионального образования молодежи. Был представителем социальной педагогики( новое направление педагогической мысли )
Будучи знаком с проблемами молодых рабочих считал, что однообразное машинное производство лишает жизнь промышленного рабочего радости и творчества: ни религия, ни искусство, ни высокая оплата труда не обеспечат ценного содержания жизни. Выход один – научить людей видеть смысл своей жизни в заботе друг о друге , в радостях семьи, в общении с друзьями. Разработал педагогику гражданского воспитания и трудовой школы. По его мнению, школа должна быть полностью поставлена на службу государству. Основная задача: гражданское воспитание учащихся , что предполагает формирование твердого характера , буржуазной убежденности, беспрекословного подчинения вышестоящим. Заявлял, что гражданское воспитание направлено главным образом против “внутренних врагов” т.е. против революционно настроенной части трудящихся. Гражданское же воспитание в духе шовинизма под лозунгом “Германия превыше всего”, в противовес лозунгу”Пролетарии всех стран объединяйтесь!” более тонкое и вместе с тем верное и сильнодействующее средство. Исходя из этого надо овладеть душой ребенка , а поймать ее легче всего за работой. Поэтому необходимо изменить характер и содержание школы, создать вместо старой книжной школы новую трудовую. Парадигма “школа учебы” вытесняется новой – “школой труда”.
Основной акцент: выработка трудовых навыков и нравственных качеств , необходимых работнику любой отрасли. Профессиональная подготовка осуществлялась в так называемых дополнительных школах. Принцип школ: “минимум знаний , максимум навыков”. В течение 2-х,3-х лет владельцы разных предприятий должны были освободить своих работников на 8-10 часов для занятий. Таким образом гражданское воспитание – цель, трудовая школа- средство. Свой трудовой принцип почти не распространил на среднюю школу. Педагогическая система стала широка распространяться в других странах , где в ней рассмотрели надежный метод подготовки современной рабочей силы и борьбы против растущего революционного движения.
23.Развитие принципа природосообразности в прогрессивной западноевропейской педагогике. Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.
Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек - частица природы и должен следовать законам ее развития. В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.
Руссоотвергал культуру вообще, он противопоставлял культуре природу, боготворил ее. Воспитание человека должно быть природосообразным: воспитание должно быть на лоне природы, вдали от культуры, в воспитании ребенка необходимо следовать его природе: учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы.
И.Г. Песталоцци (1746-1827)на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает к моменту рождения свойственно стремление к действию. По его убеждению, человеку изначально даны силы троякого рода. Это сила знания, она таится в задатках к внешнему и внутреннему созреванию. Сила умения вырастает из задатков к всестороннему развитию и ловкости тела. Сила души опирается на изначальное стремление к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Дистервег. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития: 0-9 лет - господство ощущений, преобладание физической деятельности. При обучении нужно руководствоваться чувственным познанием, упражнять чувства
9-14 лет - развитие памяти, накопление представлений. Задача обучения - приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. Проявление начала абстрактного мышления, следует научить делать общие заключения, выводить правила а применять их на практике. От 14-... - господство разума.
24.Требования к личности учителя и его педагогическому мастерству в западноевропейской педагогике.
Коменский огромную роль уделял личности учителя,поэтому учитель должен быть:
• честным
• деятельным
• настойчивым
• высоконравственным
должен безгранично любить своё дело, учитывать и будить интерес учащихся к учению.
Ж.Ж.Руссо в решении сложных задач большую роль отводил воспитателю: умению предоставлять свободу ребенку. Гуманистическая заповедь Руссо состоит в том, чтобы воспитатель лишь наводил своего воспитанника на решение того или иного вопроса. Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по ею мнению, дать учащемуся соответственный материал, необходимый для упражнения этих сил. Дистервег относил профессиональные качества учителя к своим дидактическим правилам «развивающего, воспитательного и образовательного» учения. Он выделял следующие требования:
• нужно стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекательным для детей
• учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли при ответе на заданный вопрос.
• учитель не может останавливаться в своём развитии
• учитель должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности
Заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен саморазвиваться и сам.