Причины неуспеваемости школьников в процессе обучения.
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Но, когда речь заходит о конкретных психологических рекомендациях, то, к сожалению, вырисовываются только два подхода к решению данной проблемы.
Первый подход предполагает перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями. Этот вариант решения проблемы, который широко используется во многих странах мира, к сожалению, не получил распространения в нашей школьной системе. Да, у нас есть классы коррекции, предполагающие, что ребенок скорректирует свои пробелы в знаниях и познавательных умениях, и вернется к получению знаний по общеобразовательной программе. Есть классы компенсирующего обучения, в которых сложность в усвоении учебного материала компенсируется меньшим количеством учеников, а значит (предполагается) большей возможностью индивидуальной работы. Стали открываться классы и целые учебные заведения для детей с ЗПР (задержкой психического развития), для которых разрабатывается программа с другим, замедленным, темпом освоения основных знаний, умений и навыков.
Но с чем мы сталкиваемся на практике? К сожалению, на местах происходит путаница, или нежелание глубоко проникнуть в сущность проблемы. В одном и том же классе могут оказаться ребенок с ослабленными психическими процессами и "педагогически запущенный" ребенок, у которого все проблемы успеваемости напрямую связаны с воспитанием, а правильнее сказать, с его отсутствием. Если первые, в большинстве своем, тихие и спокойные, то вторые отличаются "дивиантным", как теперь модно выражаться, поведением. Естественно, что положительный результат такой "альянс" не принесет. Или другой пример. Психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует родителям обучение ребенка в классе компенсирующего обучения, но родители, не желающие, чтобы их «единственный и самый лучший ребёнок» учился в классе коррекции, отдают его в общеобразовательный класс. Нетрудно предположить результат, успешность такого обучения.
Ну а что же за второй подход рекомендуют специалисты? (Слайд4) Повторное изучение курса, т.е. второй год. Но практическая деятельность в школе и опыт доказывает, что подобное решение проблемы не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. В большинстве случаев, второй год не идет на пользу ребенку - он теряет интерес к учебе и просто перестает посещать школу.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причиннеуспеваемости: внешние и внутренние.
Что можно отнести к внешним причинам? (Слайд 6.) 1)В первую очередь социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». (В.С. Цетлин) К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
2)К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).
3)Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д. Во времена активной воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.
Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса.
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости? (Слайд 7.) 1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный Санкт-Петербурга имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения. Безусловно, все это необходимо учитывать при организации учебного процесса. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
2)К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.
3) К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствиямотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
4)И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:
1. Дефекты здоровья современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.
3. Отсутствие мотивации к учению.
4. Слабое развитие волевой организации ученика.
Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.
По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.